Вопрос 10. Правовые основы специального образования
1. Основные международные правовые документы |
2. Законодательная политика Российской Федерации |
1. Правовые основы государственной социальной политики в области специального образования и социальной защиты детей с отклонениями в развитии заложены в следующих документах Организации Объединенных Наций:
✓ Всеобщая декларация прав человека (1948);
✓ Декларация прав ребенка (1969);
✓ Декларация о правах лиц с отклонениями в интеллектуальном развитии (1971);
Декларация о правах инвалидов (1975);
✓ Конвенция о правах ребенка (1989);
✓ Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов (1993);
Декларация о правах умственно отсталых лиц. Всеобщая декларация прав человека:
✓ предоставляет инвалидам и лицам с ограниченными возможностями те же права, что и всем людям (основополагающий принцип равенства прав);
✓ за каждым человеком признаются "права на такой жизненный уровень, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи" (ст. 25).
Конвенция о правах ребенка:
✓ "мировая конституция прав ребенка";
✓ главная цель — максимальная зашита прав ребенка;
✓ основные требования, обеспечивающие права детей, — выживание, развитие, защита, обеспечение активного участия в жизни общества;
✓ закрепляются права "неполноценного в умственном или физическом отношении ребенка" на достойную жизнь в обществе (ст. 23), приоритетное удовлетворение особых потребностей такого ребенка в сфере образования, профессиональной подготовки, медицинского обслуживания, восстановления здоровья, подготовки к трудовой деятельности.
Декларация о правах инвалидов:
✓ инвалиды имеют равные с другими людьми гражданские и политические права;
✓ инвалидам должны предоставляться специальные услуги социального характера.
2. Основные законодательные решения в сфере защиты прав инвалидов и лиц с ограниченными возможностями:
✓ Конституция РФ от 12.12.93 б/н;
✓ Семейный кодекс РФ от 29.12.95 № 223-ФЭ;
✓ Закон РФ "Об образовании" от 10.07.92 № 3266-1;
✓ Федеральный закон "О социальной защите инвалидов" от 24.11.95 № 181-ФЗ;
✓ Федеральный закон "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" от 02.08.95 № 122-ФЗ;
✓ Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" от 19.05.95 № 81-ФЗ;
✓ Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка" от 24.07.98 № 124-ФЗ.
Конституция РФ:
✓ закрепляет положения, отвечающие духу международных договоров и соглашений, которые призваны обеспечить защиту прав всех слоев населения (глава "Права человека");
✓ провозглашает социальное равенство и равноправие.
Семейный кодекс РФ.
✓ ребенок — самостоятельный субъект права;
✓ правовое положение ребенка в семье определяется с точки зрения интересов самого ребенка;
✓ основы правовой зашиты детей от насилия в семье. Закон "О социальной защите инвалидов":
✓ к категории инвалидов относятся дети, которые имеют "значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезориентации, вследствие нарушения развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем";
✓ определяется особая социальная защита инвалидов как система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими возможностей участия в общественной жизни (ст. 2);
✓ образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты и органами здравоохранения обеспечивают дошкольное, внешкольное образование и воспитание детей-инвалидов, получение ими общего среднего образования, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации (ст. 18);
✓ общее образование осуществляется бесплатно и в специальных образовательных учреждениях, и в общеобразовательных;
✓ предусматривается создание специальных условия для пребывания детей-инвалидов в детских дошкольных учреждениях общего типа, а также специальных дошкольных учреждениях; специальное обучение может быть организовано на дому.
Закон "Об образовании":
✓ государственные гарантии всем детям, в том числе с отклонениями в развитии, на получение образования;
✓ создание для детей и подростков с отклонениями в развитии специальных (коррекционных) образовательных учреждений (классов, групп), обеспечивающих их лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество (п. 10 ст. 50). Финансирование таких учреждений должно осуществляться по повышенным нормативам.
На основании Закона РФ "Об образовании' Правительством РФ разработаны и утверждены Типовые положения об образовательных специальных (коррекционных) учреждениях для воспитанников с отклонениями в развитии, оздоровительных санаторного типа для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, а также Порядок воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях.
Разрабатываются и другие законодательные документы, направленные на защиту детей с ограниченными возможностями. Использованные источники:
Аксенова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. — М.: Издательский центр "Академия", 2001. С. 77—85.