Специальная педагогика. Конспект лекций - Титов В.А. - Вопрос 10. Правовые основы специального образования

    Содержание материала

    Вопрос 10. Правовые основы специального образования

    1. Основные международные правовые документы

    2. Законодательная политика Российской Федерации


    1. Правовые основы государственной социальной политики в области специального образования и социальной защиты детей с отклонениями в развитии заложены в следующих документах Организации Объединенных Наций:

    ✓ Всеобщая декларация прав человека (1948);

    ✓ Декларация прав ребенка (1969);

    ✓ Декларация о правах лиц с отклонениями в интеллектуальном развитии (1971);

    Декларация о правах инвалидов (1975);

    ✓ Конвенция о правах ребенка (1989);

    ✓ Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов (1993);

    Декларация о правах умственно отсталых лиц. Всеобщая декларация прав человека:

    ✓ предоставляет инвалидам и лицам с ограниченными возможностями те же права, что и всем людям (основополагающий принцип равенства прав);

    ✓ за каждым человеком признаются "права на такой жизненный уровень, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи" (ст. 25).

    Конвенция о правах ребенка:

    ✓ "мировая конституция прав ребенка";

    ✓ главная цель — максимальная зашита прав ребенка;

    ✓ основные требования, обеспечивающие права детей, — выживание, развитие, защита, обеспечение активного участия в жизни общества;

    ✓ закрепляются права "неполноценного в умственном или физическом отношении ребенка" на достойную жизнь в обществе (ст. 23), приоритетное удовлетворение особых потребностей такого ребенка в сфере образования, профессиональной подготовки, медицинского обслуживания, восстановления здоровья, подготовки к трудовой деятельности.

    Декларация о правах инвалидов:

    ✓ инвалиды имеют равные с другими людьми гражданские и политические права;

    ✓ инвалидам должны предоставляться специальные услуги социального характера.

    2. Основные законодательные решения в сфере защиты прав инвалидов и лиц с ограниченными возможностями:

    ✓ Конституция РФ от 12.12.93 б/н;

    ✓ Семейный кодекс РФ от 29.12.95 № 223-ФЭ;

    ✓ Закон РФ "Об образовании" от 10.07.92 № 3266-1;

    ✓ Федеральный закон "О социальной защите инвалидов" от 24.11.95 № 181-ФЗ;

    ✓ Федеральный закон "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" от 02.08.95 № 122-ФЗ;

    ✓ Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" от 19.05.95 № 81-ФЗ;

    ✓ Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка" от 24.07.98 № 124-ФЗ.

    Конституция РФ:

    ✓ закрепляет положения, отвечающие духу международных договоров и соглашений, которые призваны обеспечить защиту прав всех слоев населения (глава "Права человека");

    ✓ провозглашает социальное равенство и равноправие.

    Семейный кодекс РФ.

    ✓ ребенок — самостоятельный субъект права;

    ✓ правовое положение ребенка в семье определяется с точки зрения интересов самого ребенка;

    ✓ основы правовой зашиты детей от насилия в семье. Закон "О социальной защите инвалидов":

    ✓ к категории инвалидов относятся дети, которые имеют "значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезориентации, вследствие нарушения развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем";

    ✓ определяется особая социальная защита инвалидов как система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими возможностей участия в общественной жизни (ст. 2);

    ✓ образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты и органами здравоохранения обеспечивают дошкольное, внешкольное образование и воспитание детей-инвалидов, получение ими общего среднего образования, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации (ст. 18);

    ✓ общее образование осуществляется бесплатно и в специальных образовательных учреждениях, и в общеобразовательных;

    ✓ предусматривается создание специальных условия для пребывания детей-инвалидов в детских дошкольных учреждениях общего типа, а также специальных дошкольных учреждениях; специальное обучение может быть организовано на дому.

    Закон "Об образовании":

    ✓ государственные гарантии всем детям, в том числе с отклонениями в развитии, на получение образования;

    ✓ создание для детей и подростков с отклонениями в развитии специальных (коррекционных) образовательных учреждений (классов, групп), обеспечивающих их лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество (п. 10 ст. 50). Финансирование таких учреждений должно осуществляться по повышенным нормативам.

    На основании Закона РФ "Об образовании' Правительством РФ разработаны и утверждены Типовые положения об образовательных специальных (коррекционных) учреждениях для воспитанников с отклонениями в развитии, оздоровительных санаторного типа для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, а также Порядок воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях.

    Разрабатываются и другие законодательные документы, направленные на защиту детей с ограниченными возможностями. Использованные источники:

    Аксенова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. — М.: Издательский центр "Академия", 2001. С. 77—85.


    Please publish modules in offcanvas position.