ВВЕДЕНИЕ
Информационно-технологическая революция, охватывающая все сферы человеческой деятельности, превращается в мощный ускоритель социального прогресса, повышения уровня и качества жизни людей. Социальные нововведения порой оказывают большее влияние, чем внедрение технических новшеств. Одним из основных видов социальных инноваций, оказывающих революционное воздействие на характер социальных отношений в обществе, на их гармонизацию, являются социальные технологии.
Особую актуальность значимость социальных технологий приобретает в современной России, когда осуществляются коренные преобразования в политике, экономике, в социальной сфере. В общественной жизни идет процесс отвержения многих утвердившихся за годы Советской власти стереотипов, осуществляется поиск новой модели общественного и государственного устройства, идет критическая переоценка социальных ценностей, сопровождающаяся порой значительными издержками в уровне и качестве жизни людей.
Далеко не все последствия демократических преобразований и перехода к рыночным отношениям в экономике повлекли за собой материальные и духовные блага, уверенность и оптимизм в сознании, настроениях и жизнедеятельности членов общества. Организаторы политических и экономических преобразований не всегда оказывались способными адекватно реагировать на негативные последствия предлагаемых экономических преобразований. Сказывается недооценка социальных технологий в управленческой деятельности. Несмотря на провозглашаемые демократические преобразования в экономике, сложившиеся стереотипы командно-административного стиля управления до сих пор дают о себе знать.
Между тем именно в управленческой деятельности на всех уровнях нагляднее всего проявляется действенность технологизации. Вот почему особую актуальность приобретают разработка и умелое использование
социальных технологий, применительно ко всем уровням структуры управления, в том числе и для деятельности социальных служб, социальной работы, и для вооружения кадров комплексом методов и способов, позволяющих оптимально использовать имеющиеся в распоряжении ресурсы и эффективно организовывать работу на порученном участке.
С утверждением в обществе такой отрасли деятельности, как социальная защита населения, активно развивается инфраструктура социальной работы, расширяется сеть подготовки специалистов для ее организации и проведения. Это обстоятельство вызывает к жизни острую потребность технологизации социальной работы как важнейшего условия не только высокого профессионализма, но и как условия систематизации практического опыта и его ускоренной передачи новым поколениям специалистов, которые находятся пока на студенческой скамье.
Авторский коллектив Московского государственного социального университета предпринял попытку систематизировать и изложить основные положения курса технологии социальной работы, вытекающие из требований Государственного образовательного стандарта.
Учитывая новизну излагаемых положений, авторский коллектив будет признателен за все замечания, предложения и пожелания в адрес, предлагаемого учебного пособия, с благодарностью их воспримет и сделает все, чтобы их учесть при переработке учебного пособия.