Вопрос 11. Социальная работа как профессия
1. Профессионалам в социальной работе: сущность, факторы формирована |
2. Социальное взаимодействие специалиста но социальной работе и клиента |
3. Профессиональные риски в социальной работе и борьба с ним |
Профессионализм — это степень овладения работником социальных служб профессиональными навыками; профессиональная подготовка и профессиональная квалификация — обязательные компоненты профессионализма.
В социальной работе это постоянно поддерживаемые на высоком уровне знания и опыт специалиста, обеспечивающие реальное содействие людям в разрешении их жизне >ix проблем.
2. Проблема профессионализма в социальной работе включает в себя и проблему взаимодействия социального работника и клиента.
Социальное взаимодействие - это процесс профессионального общения и совместного решения проблем между социальным работником, клиентом, а также институтами общества.
В ходе социального взаимодействия социальный работник, определив категорию клиента и его проблемы, вырабатывает стратегию и тактику общения с ним.
Для успешного социального взаимодействия социальный работник обязан уметь:
✓ выслушать клиента;
✓ осознать суть его проблем;
✓ создать и поддерживать взаимодействие с клиентом до полного разрешения этих проблем;
✓ при необходимости уметь тактично управлять разговором;
✓ вовлекать клиента в активный процесс социальных действий, направлена на преодоление сложных жизненных ситуаций;
✓ находить правовые, информационные и иные решения:
✓ предоставлять социальные услуги, предусмотренные законодательством РФ и субъектов РФ.
Взаимодействие социального работника и клиента формируется с учетом следующих основных принципов:
✓ каждый человек:
• ценен своей уникальностью, которую следует учитывать и уважать;
• имеет право на самореализацию;
✓ социальные работники должны:
• быть привержены принципам социальной справедливости (снобизм, высокомерие и др. — недопустимые качества дня социального работника):
• помогать каждому, кто обращается к ним за помощью (по месту работы и жительства), независимо от пола, возраста, наличия физической и умственной неполноценности, социальной и расовой принадлежности, вероисповедания, языка, политических
взглядов и др.
3. Социальные работники должны обладать следующими навыками:
✓ хорошо представлять профессиональные риски, их социально-психологическую и биологическую природу:
✓ иметь информацию о возможных профессиональных заболеваниях, способах предупреждения такого рода заболеваний; правильно реагировать на их наличие.
Постоянные стрессовые ситуации, в которые попадает социальный работник в процессе сложного социального взаимодействия с клиентом, постоянное проникновение в суть социальных проблем клиента, личная незащищенность и другие морально-психологические факторы оказывают негативное воздействие на здоровье социального работника. который является своего рода эмоциональным донором. Признаки этого негативного воздействия:
✓ ощущение эмоционального опустошения;
✓ появление враждебности по отношению к клиентам;
✓ наличие психосоматического заболевания;
✓ нарушение аппетита;
✓ возрастание агрессивности, цинизма и др.
Задачи органов управления, в ведении которых находятся социальные службы и учебные центры, осуществляющие подготовку и переподготовку социальных работников:
✓ сохранение здоровья социальных работников:
✓ профилактика их профессиональных заболеваний;
✓ проведение консультаций относительно профессиональных рисков в социальной работе.
Организация мониторинга здоровья социальных работников — важнейшее направление деятельности социальных служб и в целом системы социального обслуживания населения.