Социальная защита. Социальная работа: Конспект лекций - Якушев А.В. - Вопрос 11. Социальная работа как профессия

    Содержание материала

    Вопрос 11. Социальная работа как профессия

    1. Профессионалам в социальной работе: сущность,  факторы формирована

    2. Социальное взаимодействие специалиста но социальной работе и клиента

    3. Профессиональные риски в социальной работе и борьба с ним


     Профессионализм — это степень овладения работником социальных служб профессиональными навыками; профессиональная подготовка и профессиональная квалификация — обязательные компоненты профессионализма.

    В социальной работе это постоянно поддерживаемые на высоком уровне знания и опыт специалиста, обеспечивающие реальное содействие людям в разрешении их жизне      >ix проблем.

    2.  Проблема профессионализма в социальной работе включает в себя и проблему взаимодействия социального работника и клиента.

    Социальное взаимодействие - это процесс профессионального общения и совместного решения проблем между социальным работником, клиентом, а также институтами общества.

    В ходе социального взаимодействия социальный работник, определив категорию клиента и его проблемы, вырабатывает стратегию и тактику общения с ним.

    Для успешного социального взаимодействия социальный работник обязан уметь:

    ✓  выслушать клиента;

    ✓  осознать суть его проблем;

    ✓  создать и поддерживать взаимодействие с клиентом до полного разрешения этих проблем;

    ✓  при необходимости уметь тактично управлять разговором;

    ✓  вовлекать клиента в активный процесс социальных действий, направлена на преодоление сложных жизненных ситуаций;

    ✓  находить правовые, информационные и иные решения:

    ✓  предоставлять социальные услуги, предусмотренные законодательством РФ и субъектов РФ.

    Взаимодействие социального работника и клиента формируется с учетом следующих основных принципов:

    ✓  каждый человек:

    •    ценен своей уникальностью, которую следует учитывать и уважать;

    •    имеет право на самореализацию;

    ✓  социальные работники должны:

    •    быть привержены принципам социальной справедливости (снобизм, высокомерие и др. — недопустимые качества дня социального работника):

    •    помогать каждому, кто обращается к ним за помощью (по месту работы и жительства), независимо от пола, возраста, наличия физической и умственной неполноценности, социальной и расовой принадлежности, вероисповедания, языка, политических

    взглядов и др.

    3.   Социальные работники должны обладать следующими навыками:

    ✓  хорошо представлять профессиональные риски, их социально-психологическую и биологическую природу:

    ✓  иметь информацию о возможных профессиональных заболеваниях, способах предупреждения такого рода заболеваний; правильно реагировать на их наличие.

    Постоянные стрессовые ситуации, в которые попадает социальный работник в процессе сложного социального взаимодействия с клиентом, постоянное проникновение в суть социальных проблем клиента, личная незащищенность и другие морально-психологические факторы оказывают негативное воздействие на здоровье социального работника. который является своего рода эмоциональным донором. Признаки этого негативного воздействия:

    ✓  ощущение эмоционального опустошения;

    ✓  появление враждебности по отношению к клиентам;

    ✓  наличие психосоматического заболевания;

    ✓  нарушение аппетита;

    ✓  возрастание агрессивности, цинизма и др.

    Задачи органов управления, в ведении которых находятся социальные службы и учебные центры, осуществляющие подготовку и переподготовку социальных работников:

    ✓  сохранение здоровья социальных работников:

    ✓  профилактика их профессиональных заболеваний;

    ✓  проведение консультаций относительно профессиональных рисков в социальной работе.

    Организация мониторинга здоровья социальных работников — важнейшее направление деятельности социальных служб и в целом системы социального обслуживания населения.


    Please publish modules in offcanvas position.