Социальная защита. Социальная работа: Конспект лекций - Якушев А.В. - Вопрос 12. Личные и профессиональные качества социального работника

    Содержание материала

    Вопрос 12. Личные и профессиональные качества социального работника

    1. Критерии профессионализма социального работника

    2. Профессиональное призвание и профессиональное мастерство

    3. Профессионально-этические качества, принципы и нормы деятельности социального работника


    1. Критерии профессионализма социального работника:

    ✓  организаторские способности;

    ✓  высокая общая и правовая культура;

    ✓  психолого-педагогический такт.

    Профессионализм социального работника характеризуется наличием у него:

    ✓  мотивации к выполнению своей работы;

    ✓  склонности к работе с людьми;

    ✓  профессионального:

    •     призвания;

    •     мастерства;

    ✓  объективно-критического отношения к своей деятельности;

    ✓  профессиональных знаний и профессиональных умений.

    2.   Профессиональное призвание социального работника это:

    ✓  развитые умения и качества личности специалиста;

    ✓  внутренняя социально-психологическая готовность к реализации функций социальной работы, к оказанию определенного вида социальной помощи населению и различных услуг.

    Профессиональное мастерство как составная часть профессионализма в социальной работе представляет собой совокупность следующих качеств специалиста, отражающих степень его квалификации, уровень знаний и навыков в осуществлении комшекса мер по социальной защите населения:

    ✓  высокая квалификация работника, прошедшего специализированную подготовку и обучение;

    ✓  практический опыт:

    ✓  высокая "техника общения", коммуникативные навыки:

    ✓  умение завоевывать доверие клиентов и коллег, отзывчивость, умение влиять на людей, понимание клиента и его проблемам.

    3.   Этические знания — необходимая часть профессиональной деятельности социального работника. Его способность действовать в соответствии с этическими нормами существенно повышает качество услуг, предлагаемых клиентам, а также предотвращает злоупотребление социальным работником своим статусом.

    Наличие этического начала необходимо в социальной работе, поскольку возможны и злоупотребления со стороны социальных работников. Данные злоупотребления могут возникнуть в случае использования социальным работником клиента в собственных целях, спекулируя на его проблемах, неинформированности, социальной незащищенности. Например, этически нечистоплотный социальный работник может злоупотребить доверием клиентов и предоставить информацию о беспомощных людях квартирным мошенникам, которые "специализируются" на отъеме квартир у одиноких пенсионеров или лиц с психическими отклонениями, алкоголиков. Нередко такие аферисты могут выступать и сами в роли социальных работников. Возможны и иные случаи злоупотреблений и преступной деятельности. Поэтому этические нормы дня социальных работников, и, особенно, руководителей социальных учреждений должны быть не на последнем месте.

    Основные этические заповеди для соиисиьных работников:

    ✓  не смешивать работу с личными интересами;

    ✓  не разглашать посторонним информацию личного характера о клиенте, его проблемах;

    ✓  не дружить с клиентами, стараться не проводить с клиентами личное время и досуг;

    ✓  не брать полностью на себя проблемы клиента, не делать их своими;

    ✓  не вступать с клиентами в сексуальные отношения:

    ✓  не делиться с клиентами собственными проблемами;

    ✓  ничего не просить и не брать от клиентов;

    ✓  не обманывать и не вводить в заблуждение клиентов;

    ✓  при встрече с клиентами с девиантным (отклоняющимся) поведением не выяснять с ним отношения, не грубить;

    ✓  быть ровным и вежливым в общении;

    ✓  всегда иметь аккуратный и соответствующий ситуации внешний вид; избегать как неопрятности, неряшливости, так и излишеств, вычурности (необычных причесок, украшений, слишком дорогой одежды).


    Please publish modules in offcanvas position.