Вопрос 12. Личные и профессиональные качества социального работника
1. Критерии профессионализма социального работника |
2. Профессиональное призвание и профессиональное мастерство |
3. Профессионально-этические качества, принципы и нормы деятельности социального работника |
1. Критерии профессионализма социального работника:
✓ организаторские способности;
✓ высокая общая и правовая культура;
✓ психолого-педагогический такт.
Профессионализм социального работника характеризуется наличием у него:
✓ мотивации к выполнению своей работы;
✓ склонности к работе с людьми;
✓ профессионального:
• призвания;
• мастерства;
✓ объективно-критического отношения к своей деятельности;
✓ профессиональных знаний и профессиональных умений.
2. Профессиональное призвание социального работника это:
✓ развитые умения и качества личности специалиста;
✓ внутренняя социально-психологическая готовность к реализации функций социальной работы, к оказанию определенного вида социальной помощи населению и различных услуг.
Профессиональное мастерство как составная часть профессионализма в социальной работе представляет собой совокупность следующих качеств специалиста, отражающих степень его квалификации, уровень знаний и навыков в осуществлении комшекса мер по социальной защите населения:
✓ высокая квалификация работника, прошедшего специализированную подготовку и обучение;
✓ практический опыт:
✓ высокая "техника общения", коммуникативные навыки:
✓ умение завоевывать доверие клиентов и коллег, отзывчивость, умение влиять на людей, понимание клиента и его проблемам.
3. Этические знания — необходимая часть профессиональной деятельности социального работника. Его способность действовать в соответствии с этическими нормами существенно повышает качество услуг, предлагаемых клиентам, а также предотвращает злоупотребление социальным работником своим статусом.
Наличие этического начала необходимо в социальной работе, поскольку возможны и злоупотребления со стороны социальных работников. Данные злоупотребления могут возникнуть в случае использования социальным работником клиента в собственных целях, спекулируя на его проблемах, неинформированности, социальной незащищенности. Например, этически нечистоплотный социальный работник может злоупотребить доверием клиентов и предоставить информацию о беспомощных людях квартирным мошенникам, которые "специализируются" на отъеме квартир у одиноких пенсионеров или лиц с психическими отклонениями, алкоголиков. Нередко такие аферисты могут выступать и сами в роли социальных работников. Возможны и иные случаи злоупотреблений и преступной деятельности. Поэтому этические нормы дня социальных работников, и, особенно, руководителей социальных учреждений должны быть не на последнем месте.
Основные этические заповеди для соиисиьных работников:
✓ не смешивать работу с личными интересами;
✓ не разглашать посторонним информацию личного характера о клиенте, его проблемах;
✓ не дружить с клиентами, стараться не проводить с клиентами личное время и досуг;
✓ не брать полностью на себя проблемы клиента, не делать их своими;
✓ не вступать с клиентами в сексуальные отношения:
✓ не делиться с клиентами собственными проблемами;
✓ ничего не просить и не брать от клиентов;
✓ не обманывать и не вводить в заблуждение клиентов;
✓ при встрече с клиентами с девиантным (отклоняющимся) поведением не выяснять с ним отношения, не грубить;
✓ быть ровным и вежливым в общении;
✓ всегда иметь аккуратный и соответствующий ситуации внешний вид; избегать как неопрятности, неряшливости, так и излишеств, вычурности (необычных причесок, украшений, слишком дорогой одежды).