Социальная защита. Социальная работа: Конспект лекций - Якушев А.В. - Вопрос 14. Государственно-правовые основы социальной работы

    Содержание материала

    Вопрос 14. Государственно-правовые основы социальной работы

    1. Система социальной безопасности

    2. Сущность государственно-правовых основ

    социальной работы

    3. Законодательно закрепленные формы социального Яслуживатм

    4. Роль общественных

    и благотворительных организации


    В середине 50-х гг. A.M. Маслоу (1908—1970) разрабатывает теорию мотивационно-потребительской сферы личности, в соответствии с которой индивид стремится реализовать свою активную деятельность посредством следующих основных потребностей, расположенных по степени убывания их значимости:

    ✓  первичные (или витальные) — физиологические, связанные с необходимостью поддерживать гомеостазис, т. е. потребности в пище, отдыхе, движении, жилье, защите от стихийных сил природы; в безопасности и самосохранении, в защите от насилия и угроз;

    ✓  удовлетворение первичных потребностей позволяет перейти на другой уровень — социальный, состоящий в потребности осознания уверенности в своей принадлежности к определенной социальной группе и признании индивида этой социальной средой, в общении, привязанности и любви;

    ✓  в уважении:

    •    в высокой самооценке, которая подразумевает уверенность в своих силах, самостоятельность, профессиональное мастерство, достаточный уровень образования;

    •     в высокой репутации, профессиональном престиже, добром имени;

    ✓  в самоактуализации и самореализации — осуществляется посредством реализации собственных природных креативных (творческих) возможностей или приобретенных навыков.

    2. Одна из важнейших задач социального государства — обеспечение в

    обществе социального равенства его членов.

    Социальная политика нашей страны и социальная работа как средство ее реализации базируются на конституционно-правовых установлениях и гарантиях, провозглашенных в Конституции Российской Федерации и конкретизированных в законодательстве Российской Федерации и других нормативно-правовых актах.

    Конституция Российской Федерации наделена высшей юридической силой, поэтому является основой текущего законодательства, в котором закреплены:

    ✓  права и свободы человека;

    ✓  основы государственного и общественного устройства;

    ✓  важнейшие нормы, регулирующие общественные отношения.

    Фундаментальную правовую основу для организации и проведения социальной работы с населением, различными слоями и группами составляют зафиксированные в Конституции права, свободы и обязанности граждан.

    Правовой статус гражданина Российской Федерации предусматривает равные для всех:

    ✓  субъективные права и свободы человека и гражданина:

    •    личные;

    •     политические;

    •     социально-экономические;

    ✓  юридические обязанности.

    Субъективное право — это вид и мера возможного поведения правомочного лица.

    Юридическая обязанность — это вид и мера должного поведения обязанного лица.

    Льготы — преимущества, устанавливаемые законом в виде дополнительных прав по сравнению с другими или освобождения от определенных обязанностей.

    Правовое пространство, в котором функционирует социа,1ьный механизм защиты интересов человека, составляют и образуют:

    ✓  Конституция как основной закон государства:

    ✓  нормативно-правовые акты, конкретизирующие и наполняющие реальным содержанием социальные права, свободы и обязанности личности (как правило, за статьей Конституции стоит соответствующий закон, который развивает нормы данной статьи).

    3.  Одним из направлений государственно-правовой поддержки социальной работы является совершенствование законодательства в области социального обслуживания населения.

    В Федеральном законе "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" от 10.12.95 № 195-ФЗ (ред. от 22.08.2004) даны основные понятия. определяющие сущность новой для России отрасли социального обслуживания. К социальным службам отнесены:

    ✓  предоставляющие социальные услуги предприятия и учреждения независимо от форм собственности;

    ✓  граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица.

    Социальные службы в соответствии с законом могут относиться к государственным, муниципальным или иным формам собственности. Государство поддерживает и поощряет развитие социальных служб независимо от форм собственности.

    4. Деятельность общественных и благотворительных организаций это

    проявление социальных инициатив различных социальных слоев, групп населения, отдельных граждан в ответ на реалии социально- экономической ситуации в стране; стремление оказать помощь людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

    Важнейшие организационно-правовые документы, регулирующие эту деятельность:

    ✓  Федеральный закон "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" от 11.08.95 № 135-ФЭ (ред. от 30.12.2006);

    ✓  Федеральный закон "Об общественных объединениях" от 19.05.95 N« 82- ФЗ (ред. от 23.07.2008);

    ✓  "О некоммерческих организациях" от 12.01.96 № 7-ФЗ (ред. от 17.07.2009).

    В этих документах определены конкретные формы деятельности обществе                    организаций, сформулированы их цели и задачи в области

    социальной защиты населения.

    Так. Федеральный закон "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях":

    ✓  устанавливает основные правовые нормы, регулирующие благотворительную деятельность;

    ✓  определяет возможные способы и формы се поддержки и поощрения со стороны органов государственной власти;

    ✓  указывает на специфические особенности благотворительной деятельности в России.

    В законе определяется, что благотворительная деятельность - это добровольная деятельность граждан, учреждений по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданами имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.

    Благотворительная организация в обязательном порядке должна быть:

    ✓  негосударственной и немуниципальной;

    ✓  некоммерческой.

    Благотворительная организация не вправе расходовать свои средства и использовать свое имущество для поддержки политических партий, движений, групп и кампаний. Способы реашзации программ:

    ✓  материальная поддержка членов организации или тех, кого она опекает:

    ✓  взаимопомощь и совместная организация досуга;

    ✓  создание учреждений и служб помощи, в том числе образовательной, лечебной, реабилитационной, социально-педагогической. Участниками благотворительной деятельности, кроме благотворителей, являются также:

    ✓  благополучатели — лица, получающие благотворительные пожертвования, помощь благотворителей:

    ✓  добровольцы — граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя, в том числе в интересах благотворительной организации.

    Выделяют несколько типов сотрудничества с властями:

    ✓  получение от местных органов власти гуманитарной помощи или участие в се распределении;

    ✓  получение помещения для работы;

    ✓  прямая финансовая поддержка.

    Основные цели, которые преследуют российские негосударственные организации в поиске контактов с зарубежными:

    ✓  получение гуманитарной помощи;

    ✓  гранты на долгосрочные программы;

    ✓  разработка совместных проектов;

    ✓  обучение руководителей и персонала.

    Успешное функционирование благотворительных организаций обуславливают несколько основополагающих факторов:

    ✓  усовершенствование правовой базы деятельности этих организаций;

    ✓  налаживание связей между частными благотворительными организациями и государственной структурой социальной защиты.


    Please publish modules in offcanvas position.