Социальная защита. Социальная работа: Конспект лекций - Якушев А.В. - Вопрос 17. Семья как объект социальной работы

    Содержание материала

    Вопрос 17. Семья как объект социальной работы

    1. Понятие и функции семьи

    2. Составные части семьи

    3. Основные стадии развития семьи

    4. Типы семейных взаимоотношений


    1. Семья — это основанная на браке и кровном родстве малая группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и взаимными обязанностями.

    Также семьей называется социальный институт, т. е. устойчивая форма взаимоотношений между людьми, в рамках которой осуществляется основная часть повседневной жизни людей: сексуальные отношения, деторождение и первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания.

    Черты семьи как соиисиьного института заключены.

    ✓  в социальных нормах:

    ✓  санкциях и образцах поведения, регламентирующих взаимоотношения между супругами, родителями, детьми и другими родственниками.

    Семья осуществляет функции:

    ✓  воспитания;

    ✓  эмоциональной поддержки;

    ✓  хозяйственно-бытового обслуживания;

    ✓  социального контроля;

    ✓  репродуктивную (генеративную) и сексуальную, которые проявляются в воспроизводстве потомства и супружеских взаимоотношениях.

    2. Выделяются следующие составные элементы семьи:

    ✓  структура;

    ✓  окружение семьи;

    ✓  функционирование;

    ✓  история развития.

    Под структурой семьи понимают:

    ✓  систему отношений родства;

    ✓  совокупность духовных, нравственных, психологических и иных отношений.

    В структуре семьи учитываются:

    ✓  количество членов семьи (что определяет тип семьи — нуклеарная или большая);

    ✓  их родственные связи (родители, родители и дети, братья и сестры);

    ✓  характер взаимоотношений в подсистемах;

    ✓  границы взаимоотношений (проблемы близости и отдаленности между членами семьи, специфика семейных правил и норм, эмоциональный климат);

    ✓  вся совокупность взаимоотношений между членами "малой" семьи (дети, родители) и "большой семьи" (бабушки, дедушки, дяди, тети и др.). В окружение семьи входят:

    ✓  ситуация проживания;

    ✓  социоэкологический статус;

    ✓  взаимоотношения семьи с соседями и вообще в социуме;

    ✓  влияние референтной группы "большой" семьи (бабушки, дедушки, ближайшие родственники) сильные и слабые стороны этого влияния на семью.

    Функционирование семьи - это ролевая деятельность ее членов совокупность установок, норм и образцов поведения, характеризующих одних членов семьи в их отношениях к другим ее членам. История развития семьи включает:

    ✓  генеалогическое древо семьи ("корни" семьи и влияние их на сегодняшнее положение дел в семье);

    ✓  обычаи и традиции семьи и стадии развития семейной жизни.

    1.  Основные стадии развития семьи.

    ✓  интимность, близость. Взаимоотношения супругов находятся в стадии формирования;

    ✓  пополнение. Стадия между рождением первенца и тем временем, когда последний ребенок отправляется в школу. Задача — развитие воспитательных образцов у новых членов семьи;

    ✓  индивидуализация, обособление членов семьи. Стадия среднего и старшего школьного возраста детей. На данной стадии происходят отделение родителем своей личности от личности ребенка и отделение ребенка от личности родителя; появление у детей (и у родителей) собственных, независимых друг от друга интересов, обособление каждого члена семьи;

    ✓  товарищеские отношения, общение. Стадия семьи с детьми, достигшими совершеннолетия. Задача — развитие взаимоотношений "родитель-подросток", основанных на понимании возрастающей независимости ребенка;

    ✓  перегруппировка. Стадия, когда повзрослевшие дети покидают семью. Задача — изменение взаимоотношений между поколениями, переход к взаимоотношениям между детьми и родителями по схеме "взрослый- взрослый";

    ✓  восстановление, возврат. Стадия, когда в семье полностью исчезают родительские заботы. Родители оказываются в ситуации, похожей на первые годы существования семьи (живут друг для друга), но отношения переходят на новый этап;

    ✓  взаимопомощь. Родители-пенсионеры, главной задачей которых становится поддержка друг друга. Кроме того, взаимопомощь распространяется на отношения между поколениями (родители нянчат внуков, помогая взрослым детям, дети помогают стареющим родителям).

    2.  В зависимости от типа семейных взаимоотношений семьи можно подразделить на гармоничные, где исполнение ролей мужчины и женщины адекватно, и дисгармоничные, в которых супруги имеют различные проблемы:

    ✓  обвинение один из супругов утверждает, что дефект в другом супруге;

    ✓  успокоение супруг пассивно согласен с утверждением, что дефект в нем;

    ✓  отвлечение поведение одного из супругов отвлекает его от напряженной ситуации в семье;

    ✓  чувство:

    •    обиды возникает в том случае, когда один из супругов дает больше, чем получает;

    •    вины - один из супругов получает больше, чем дает;

    ✓  паралояльные отношения — ревность, озлобленность, подозрительность.

    По аие власти в семье кого-либо из супругов можно выделить следующие типы браки:

    ✓  доминирующий муж и пассивная жена;

    ✓  доминирующая жена и пассивный муж;

    ✓  оба супруга стремятся и имеют силы доминировать, что часто ведет к открытой борьбе или соперничеству:

    ✓  изоляция или эмоциональное отчуждение; фактический распад семьи при сохранении формального брака;

    ✓  псевдокооперация, когда внешне соглашаются, но внутри остаются при своем мнении.

    Стадии распада брака:

    ✓  эмоциональная когда проходит любовь;

    ✓  физическая прекращение интимных отношений;

    ✓  фактическая прекращение совместного ведения хозяйства, единого бюджета, иногда совместного воспитания детей, разъезд и раздельное проживание.


    Please publish modules in offcanvas position.