Социальная защита. Социальная работа: Конспект лекций - Якушев А.В. - Вопрос 18. Социальные проблемы семьи

    Содержание материала

    Вопрос 18. Социальные проблемы семьи

    /. Общие социальные семейные проблемы

    2. Показатели кризиса современной семьи

    3. Социальные проблемы в зависимости от типа семьи

    4. Типы неблагополучных семей

    5. Социальные сироты отказные дети


    1.   Основные социа,1ьные проблемы семьи:

    ✓  трудное материальное положение семьи;

    ✓  ухудшение состояния здоровья отдельных членов семьи (или всех) вследствие недоедания, стрессов, неудовлетворительных жилищных условий:

    ✓  злоупотребление в семье (или членом семьи) алкоголем и наркотиками, что отражается на всей семье;

    ✓  жестокое обращение с детьми и другими членами семьи;

    ✓  антиобщественный образ жизни кого-либо из членов семьи (ребенок-правонарушитель, мать-алкоголичка и др.), правонарушения и скандалы;

    ✓  социальное сиротство — это явление устранения или неучастия в выполнении родительских обязанностей, искажение родительского поведения.

    2.  Современная семья переживает сложный этап в эволюции — переход от традиционной модели к новой, и многие ученые характеризуют нынешние условия семьи как кризисные, что повлекло за собой такие последствия:

    ✓  падение рождаемости;

    ✓  рост числа разводов;

    ✓  увеличение числа одиноких людей. Факторы сокращения величины семыг.

    ✓  рост числа бездетных и молодежных семей;

    ✓  рост числа молодых семей вследствие снижения возраста вступления в брак;

    ✓  тенденция отделения молодых семей от родителей;

    ✓  увеличение доли семей с одним родителем в результате разводов, смерти одного из супругов и рождения детей одинокой матерью.

    3. Типы семей и их социальные проблемы:

    ✓  среднестатистическая: нуждается в политике стабилизации семьи, и прежде всего в эмоциональной разрядке; проблемы такой семьи это взаимоотношения супругов, воспитание детей, особенно подростков;

    ✓  молодая: здесь приоритетной сферой внимания социальной работы могут быть — межличностная адаптация супругов, распределение ролей и функций, трудности начального воспитания детей;

    ✓  вторичная: созданная повторно обоими или одним из супругов — для нее характерны вышеперечисленные проблемы, а также типичны построение взаимоотношений со старой и новой семьей, адаптация детей к новым родителям или уходу одного из них из семьи;

    ✓  неполная', отсутствует один из родителей; ее типичные проблемы — это изменение статуса в обществе — низкий материальный уровень, наличие развития у детей девиантности;

    ✓  многодетная: три и более детей; ее типичные проблемы — бедность, нестабильность статуса в обществе, иждивенческие установки, условия для развития у подростков психологических отношений.

    4.  Неблагополучные семьи на основе социально-психологического анализа по степени конфликтности с педагогическими, моральными, социологическими требованиями общества спениашсты подразделит на следующие типы.

    ✓  конфликтные;

    ✓  педагогически несостоятельные;

    ✓  аморальные.

    Конфликтные семьи с возрастающе-конфронтирующим типом отношений (по данным исследований, около 60°ё из общего числа неблагополучных семей) отличаются тем, что предыдущий неразрешенный конфликт порождает еще большее недовольство и новые конфликты.

    Конфликты разрастаются как "снежный ком" (например, скандалы из-за алкоголизма мужа усиливаются конфликтами из-за нищеты и неустроенности, а последние, в свою очередь, усиливают конфликты между родителями и детьми, — дети "сбегают" из дома, совершают преступления, что еще более накаляют обстановку в семье и т. д.). В подобной семье полностью нивелируются чувства любви, уважения, долга, ответственности друг за друга. Семья как бы разрушается изнутри; конфликт расшатывает систему и создает потребность освобождения от отношений, ставших неудовлетворительными.

    Как правило, такие семьи в итоге рушатся физически (дети попадают в колонии, родители, ведущие нездоровый образ жизни умирают или полностью деградируют.

    В педагогически несостоятельных семьях низкая культура воспитателей родителей сочетается с нежеланием что-либо исправить или изменить. Дети в таких семьях растут как "сорняки". Обычно они плохо учатся и прогуливают занятия в школе, рано начинают употреблять алкоголь, курить. При этом родители попустительствуют такому повелению. Например, мотивируя это ошибочными установками (например: "мы тоже были такими", "школа ничему не научит", "жизнь всему научит"). Чаще всего такие семьи встречаются в ситуациях, когда доминирующий родитель является неродным по отношению к детям. Например, занятый исключительно своими делами отчим, подчиняющаяся ему во всем жена и ее "отбившийся от рук" ребенок от другого брака. Также такое воспитание встречается в семьях, где родителей по разным причинам заменяют дедушки и бабушки. Например, родители в тюрьме, а взявшие на воспитание внуков бабушки и дедушки слишком жалеют внуков, стараются попустительствовать им во всем.

    Аморальную семью составляют люди, которые еще в родительской среде (семье) усваивают стандарты антиобщественного поведения, не желающие согласовывать свой образ жизни с общепринятым, т. е. они строят семью, руководствуясь ранее усвоенными стереотипами аморального семейного взаимодействия. Например, мать-проститутка может вовлекать в свое "ремесло" дочь и т. д.

    5. Социальные сироты — это дети, имеющие родителей, но лишенные родительского внимания и заботы, т. е. сироты при живых родителях.

    Более 50% детей помешаются в дом ребенка по соиисиьным причинам (а не из-за отсутствия родитегей). Например, это:

    ✓  лишение родительских прав:

    ✓  плохие материальные и жилищные условия:

    ✓  внебрачное положение женщины:

    ✓  нахождение родителей в местах лишения свободы, алкоголизм родителей.

    Отказные дети — это те, от которых мать отказалась письменно в родильном доме.

    Основные причины отказа родителей (чаше — одного из родителей) от ребенка:

    ✓  тяжелая болезнь ребенка или уродства (около 60%);

    ✓  сложные материальные и бытовые условия (около 30%);

    ✓  случайные обстоятельства зачатия детей, нежелательность данного ребенка (около 10%).


    Please publish modules in offcanvas position.