Вопрос 18. Социальные проблемы семьи
/. Общие социальные семейные проблемы |
2. Показатели кризиса современной семьи |
3. Социальные проблемы в зависимости от типа семьи |
4. Типы неблагополучных семей |
5. Социальные сироты отказные дети |
1. Основные социа,1ьные проблемы семьи:
✓ трудное материальное положение семьи;
✓ ухудшение состояния здоровья отдельных членов семьи (или всех) вследствие недоедания, стрессов, неудовлетворительных жилищных условий:
✓ злоупотребление в семье (или членом семьи) алкоголем и наркотиками, что отражается на всей семье;
✓ жестокое обращение с детьми и другими членами семьи;
✓ антиобщественный образ жизни кого-либо из членов семьи (ребенок-правонарушитель, мать-алкоголичка и др.), правонарушения и скандалы;
✓ социальное сиротство — это явление устранения или неучастия в выполнении родительских обязанностей, искажение родительского поведения.
2. Современная семья переживает сложный этап в эволюции — переход от традиционной модели к новой, и многие ученые характеризуют нынешние условия семьи как кризисные, что повлекло за собой такие последствия:
✓ падение рождаемости;
✓ рост числа разводов;
✓ увеличение числа одиноких людей. Факторы сокращения величины семыг.
✓ рост числа бездетных и молодежных семей;
✓ рост числа молодых семей вследствие снижения возраста вступления в брак;
✓ тенденция отделения молодых семей от родителей;
✓ увеличение доли семей с одним родителем в результате разводов, смерти одного из супругов и рождения детей одинокой матерью.
3. Типы семей и их социальные проблемы:
✓ среднестатистическая: нуждается в политике стабилизации семьи, и прежде всего в эмоциональной разрядке; проблемы такой семьи это взаимоотношения супругов, воспитание детей, особенно подростков;
✓ молодая: здесь приоритетной сферой внимания социальной работы могут быть — межличностная адаптация супругов, распределение ролей и функций, трудности начального воспитания детей;
✓ вторичная: созданная повторно обоими или одним из супругов — для нее характерны вышеперечисленные проблемы, а также типичны построение взаимоотношений со старой и новой семьей, адаптация детей к новым родителям или уходу одного из них из семьи;
✓ неполная', отсутствует один из родителей; ее типичные проблемы — это изменение статуса в обществе — низкий материальный уровень, наличие развития у детей девиантности;
✓ многодетная: три и более детей; ее типичные проблемы — бедность, нестабильность статуса в обществе, иждивенческие установки, условия для развития у подростков психологических отношений.
4. Неблагополучные семьи на основе социально-психологического анализа по степени конфликтности с педагогическими, моральными, социологическими требованиями общества спениашсты подразделит на следующие типы.
✓ конфликтные;
✓ педагогически несостоятельные;
✓ аморальные.
Конфликтные семьи с возрастающе-конфронтирующим типом отношений (по данным исследований, около 60°ё из общего числа неблагополучных семей) отличаются тем, что предыдущий неразрешенный конфликт порождает еще большее недовольство и новые конфликты.
Конфликты разрастаются как "снежный ком" (например, скандалы из-за алкоголизма мужа усиливаются конфликтами из-за нищеты и неустроенности, а последние, в свою очередь, усиливают конфликты между родителями и детьми, — дети "сбегают" из дома, совершают преступления, что еще более накаляют обстановку в семье и т. д.). В подобной семье полностью нивелируются чувства любви, уважения, долга, ответственности друг за друга. Семья как бы разрушается изнутри; конфликт расшатывает систему и создает потребность освобождения от отношений, ставших неудовлетворительными.
Как правило, такие семьи в итоге рушатся физически (дети попадают в колонии, родители, ведущие нездоровый образ жизни умирают или полностью деградируют.
В педагогически несостоятельных семьях низкая культура воспитателей родителей сочетается с нежеланием что-либо исправить или изменить. Дети в таких семьях растут как "сорняки". Обычно они плохо учатся и прогуливают занятия в школе, рано начинают употреблять алкоголь, курить. При этом родители попустительствуют такому повелению. Например, мотивируя это ошибочными установками (например: "мы тоже были такими", "школа ничему не научит", "жизнь всему научит"). Чаще всего такие семьи встречаются в ситуациях, когда доминирующий родитель является неродным по отношению к детям. Например, занятый исключительно своими делами отчим, подчиняющаяся ему во всем жена и ее "отбившийся от рук" ребенок от другого брака. Также такое воспитание встречается в семьях, где родителей по разным причинам заменяют дедушки и бабушки. Например, родители в тюрьме, а взявшие на воспитание внуков бабушки и дедушки слишком жалеют внуков, стараются попустительствовать им во всем.
Аморальную семью составляют люди, которые еще в родительской среде (семье) усваивают стандарты антиобщественного поведения, не желающие согласовывать свой образ жизни с общепринятым, т. е. они строят семью, руководствуясь ранее усвоенными стереотипами аморального семейного взаимодействия. Например, мать-проститутка может вовлекать в свое "ремесло" дочь и т. д.
5. Социальные сироты — это дети, имеющие родителей, но лишенные родительского внимания и заботы, т. е. сироты при живых родителях.
Более 50% детей помешаются в дом ребенка по соиисиьным причинам (а не из-за отсутствия родитегей). Например, это:
✓ лишение родительских прав:
✓ плохие материальные и жилищные условия:
✓ внебрачное положение женщины:
✓ нахождение родителей в местах лишения свободы, алкоголизм родителей.
Отказные дети — это те, от которых мать отказалась письменно в родильном доме.
Основные причины отказа родителей (чаше — одного из родителей) от ребенка:
✓ тяжелая болезнь ребенка или уродства (около 60%);
✓ сложные материальные и бытовые условия (около 30%);
✓ случайные обстоятельства зачатия детей, нежелательность данного ребенка (около 10%).