Вопрос 23. Особенности социальной работы в системе образования и здравоохранения
1. Социальная работа в системе образования |
2. Медико-социальная работа |
1. Социальная работа в системе образования как самостоятельное направление деятельности только начинает складываться, активизируется процесс внедрения социальных работников в данную сферу на всех ее уровнях.
Обычно социальный работник оказывает помощь людям, уже самоопределившимся в жизни. Его главная цель — улучшить или восстановить способность человека к социальному функционированию: создать в социуме условия, которые будут способствовать достижению этой цели, раскрытию потенциальных возможностей человека. В настоящее время социальные работники все активнее участвуют в процессе социализации и формирования личности.
Знание законов Российской Федерации о развитии образования помогает социальному работнику успешно исполнять свои функции. Осуществляя деяте.1ьность в условиях образовательного учреждения любого уровня, любой формы и подчиненности, социальный работник должен быть осведомлен:
✓ кто именно, в силу каких именно причин и в какой именно социальной помощи нуждается (социальная помощь носит адресный характер):
✓ в какой именно части право человека оказалось ущемленным.
Иногда социальному работнику приходится оказывать помощь и поддержку не отдельному человеку, а группе лиц или даже целому коллективу, чьи права в сфере образования не находят законной реализации и при этом не изыскиваются возможности удовлетворить законные требования граждан, чьи способы получения необходимых благ неконструктивны и средства доступа к социальным силам ограничены.
2. Медико-социальная работа определяется как вид комплексной профессиональной деятельности медицинского, психолого-педагогического и социально-правового характера, направленной на восстановление, сохранение и укрепление здоровья.
Ее главная цель — достижение максимально возможного уровня здоровья, функционирования и адаптации лиц с физической и психической патологией, а также социальным неблагополучием.
Здоровье это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
Основу медико-соииальной работы должны составлять-.
✓ возрастно-половые данные пациентов;
✓ учет профессиональной деятельности, адаптационных ресурсов;
✓ состояние медико-социальной среды.
В ряде случаев социальная работа может сыграть решающую роль в предупреждении заболеваний, обеспечении эффективности лечения и реабилитации больных, их социальной адаптации, возвращении к трудовой деятельн ости.
Значимость социальной работы существенно возрастает применительно к таким категориям населения, как инвалиды, лица с хроническими заболеваниями, пожилые люди.
Социальный работник должен обладать высокой эрудицией и использовать обширные междисциплинарные знания — медицинские, правовые, психологические, философские, экономические, социальные и др.
Специфика конкретной социальной работы с людьми определяется многими факторами'.
✓ возрастом клиента;
✓ видом его социальной деятельности;
✓ экономическим положением его семьи;
✓ состоянием здоровья (физического, психического);
✓ степенью:
• нарушения его адаптационных ресурсов в обществе и возможностью их частичного или полного восстановления;
• социальной активности;
✓ наличием определенных факторов, оказывающих влияние на здоровье человека;
✓ возможностями общества и др.
Важными направлениями медико-социсыьной работы становятся:
✓ планирование семьи, охрана материнства и детства:
✓ психотерапия;
✓ наркология;
✓ онкология и др.
Медико-социальная работа в здравоохранении направлена на решение социальных проблем женщины, матери и ребенка, детей дошкольного и подросткового возраста, взрослого населения, пожилых и 11рестарелых, инвалидов.
Состояние социальной среды обитания человека, экономическое благополучие общества определяют следующие демографические показатели:
✓ рождаемость;
✓ смертность;
✓ структура заболеваемости населения;
✓ инвалидизация и др.
Они являются предметом специальных медико-социальных исследований, на основе которых разрабатываются различные комплексные программы оздоровления общества.
К задачам медико-социальной работы относится выявление ведущих социальных факторов, оказывающих наиболее существенное влияние на здоровье человека, его социальную адаптацию, и генеалогического древа, возможно, влияющих на состояние здоровья детей. Весьма важно выявить наследственные заболевания или состояния (алкоголизм, наркомания, токсикомания и др.), которые могут оказать влияние на здоровье будущего поколения.
Организационная основа для решения этой проблемы:
✓ создание в учреждениях здравоохранения кабинетов медико- генетической консультации;
✓ проведение санитарно-просветительной работы с будущими родителями посредством издания соответствующей научно-публицистической литературы; обучение в школе матери и ребенка на базе женских консультаций и т. п.:
✓ проведение комплекса мероприятий по воспитанию у населения здорового образа жизни;
✓ профилактическое углубленное обследование населения с целью формирования "групп риска", лиц, у которых развиваются патологические состояния, а также больных с целью предупреждения развития и про- грессирования у них осложнений.
Типы медико-сошкиьной работы.
✓ профилактическая;
✓ патогенетическая.
Профилактическая медико-социальная работа подразумевает проведение мероприятий по предупреждению социально зависимых нарушений соматического, психического и репродуктивного здоровья; формированию здорового образа жизни; обеспечению социальной защиты прав граждан в вопросах охраны здоровья и др. Подразделяется на профилактику первичную и вторичную.
Задача первичной профилактики — предупреждение развития у человека патологических состояний, т. е. проведение социально-эко- номического анализа, формирование у населения представлений о здоровом образе жизни, активной жизненной позиции по отношению к своему здоровью.
Вторичная профилактика направлена на предупреждение дальнейшего прогрессирования болезни и предусматривает комплекс лечебных и профилактических мероприятий, а также решение целого ряда социальных задач.
Главные напраа/ения профилактической медико-сошкиьной работы.
✓ повышение уровня медицинского образования населения, формирование у него представления о здоровом образе жизни и его
значении в предупреждении заболеваний:
✓ выявление наиболее важных социальных факторов, оказывающих отрицательное влияние на здоровье человека, и непосредственное их устранение или уменьшение их влияния на организм:
• оказание материальной помощи малообеспеченным или многодетным семьям;
• психологическая коррекция состояния:
✓ совместная с клиентами работа по предупреждению вредных привычек — курения, злоупотребления алкоголем и т. п. Патогенетическая медико-социальная работа включает в себя мероприятия по организации медико-социальной помощи, медико- социальной экспертизы, социальной работы в отдельных областях медицины и здравоохранения.
Приоритетным направлением патогенетической медико-социальной работы является реабилитация больных — комтекс медицинских, социально-экономических. педагогических мероприятий, в том числе:
✓ трехдневная система реабилитации пациентов "стационар — поликлиника — санаторий или дом отдыха" (оправдала себя при целом ряде заболеваний);
✓ специализированные реабилитационные центры, оснащенные современной аппаратурой и использующие современные методики восстановления больных.
К задачам реабилитации относится также повышение качества жизни пациентов.