Социальная защита. Социальная работа: Конспект лекций - Якушев А.В. - Вопрос 23. Особенности социальной работы в системе образования и здравоохранения

    Содержание материала

    Вопрос 23. Особенности социальной работы в системе образования и здравоохранения

    1. Социальная работа в системе образования

    2. Медико-социальная работа


    1. Социальная работа в системе образования как самостоятельное направление деятельности только начинает складываться, активизируется процесс внедрения социальных работников в данную сферу на всех ее уровнях.

    Обычно социальный работник оказывает помощь людям, уже самоопределившимся в жизни. Его главная цель — улучшить или восстановить способность человека к социальному функционированию: создать в социуме условия, которые будут способствовать достижению этой цели, раскрытию потенциальных возможностей человека. В настоящее время социальные работники все активнее участвуют в процессе социализации и формирования личности.

    Знание законов Российской Федерации о развитии образования помогает социальному работнику успешно исполнять свои функции. Осуществляя деяте.1ьность в условиях образовательного учреждения любого уровня, любой формы и подчиненности, социальный работник должен быть осведомлен:

    ✓  кто именно, в силу каких именно причин и в какой именно социальной помощи нуждается (социальная помощь носит адресный характер):

    ✓  в какой именно части право человека оказалось ущемленным.

    Иногда социальному работнику приходится оказывать помощь и поддержку не отдельному человеку, а группе лиц или даже целому коллективу, чьи права в сфере образования не находят законной реализации и при этом не изыскиваются возможности удовлетворить законные требования граждан, чьи способы получения необходимых благ неконструктивны и средства доступа к социальным силам ограничены.

    2. Медико-социальная работа определяется как вид комплексной профессиональной деятельности медицинского, психолого-педагогического и социально-правового характера, направленной на восстановление, сохранение и укрепление здоровья.

    Ее главная цель — достижение максимально возможного уровня здоровья, функционирования и адаптации лиц с физической и психической патологией, а также социальным неблагополучием.

    Здоровье это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

    Основу медико-соииальной работы должны составлять-.

    ✓  возрастно-половые данные пациентов;

    ✓  учет профессиональной деятельности, адаптационных ресурсов;

    ✓  состояние медико-социальной среды.

    В ряде случаев социальная работа может сыграть решающую роль в предупреждении заболеваний, обеспечении эффективности лечения и реабилитации больных, их социальной адаптации, возвращении к трудовой деятельн ости.

    Значимость социальной работы существенно возрастает применительно к таким категориям населения, как инвалиды, лица с хроническими заболеваниями, пожилые люди.

    Социальный работник должен обладать высокой эрудицией и использовать обширные междисциплинарные знания — медицинские, правовые, психологические, философские, экономические, социальные и др.

    Специфика конкретной социальной работы с людьми определяется многими факторами'.

    ✓  возрастом клиента;

    ✓  видом его социальной деятельности;

    ✓  экономическим положением его семьи;

    ✓  состоянием здоровья (физического, психического);

    ✓  степенью:

    •    нарушения его адаптационных ресурсов в обществе и возможностью их частичного или полного восстановления;

    •    социальной активности;

    ✓  наличием определенных факторов, оказывающих влияние на здоровье человека;

    ✓  возможностями общества и др.

    Важными направлениями медико-социсыьной работы становятся:

    ✓  планирование семьи, охрана материнства и детства:

    ✓  психотерапия;

    ✓  наркология;

    ✓  онкология и др.

    Медико-социальная работа в здравоохранении направлена на решение социальных проблем женщины, матери и ребенка, детей дошкольного и подросткового возраста, взрослого населения, пожилых и 11рестарелых, инвалидов.

    Состояние социальной среды обитания человека, экономическое благополучие общества определяют следующие демографические показатели:

    ✓  рождаемость;

    ✓  смертность;

    ✓  структура заболеваемости населения;

    ✓  инвалидизация и др.

    Они являются предметом специальных медико-социальных исследований, на основе которых разрабатываются различные комплексные программы оздоровления общества.

    К задачам медико-социальной работы относится выявление ведущих социальных факторов, оказывающих наиболее существенное влияние на здоровье человека, его социальную адаптацию, и генеалогического древа, возможно, влияющих на состояние здоровья детей. Весьма важно выявить наследственные заболевания или состояния (алкоголизм, наркомания, токсикомания и др.), которые могут оказать влияние на здоровье будущего поколения.

    Организационная основа для решения этой проблемы:

    ✓  создание в учреждениях здравоохранения кабинетов медико- генетической консультации;

    ✓  проведение санитарно-просветительной работы с будущими родителями посредством издания соответствующей научно-публицистической литературы; обучение в школе матери и ребенка на базе женских консультаций и т. п.:

    ✓  проведение комплекса мероприятий по воспитанию у населения здорового образа жизни;

    ✓  профилактическое углубленное обследование населения с целью формирования "групп риска", лиц, у которых развиваются патологические состояния, а также больных с целью предупреждения развития и про- грессирования у них осложнений.

    Типы медико-сошкиьной работы.

    ✓  профилактическая;

    ✓  патогенетическая.

    Профилактическая медико-социальная работа подразумевает проведение мероприятий по предупреждению социально зависимых нарушений соматического, психического и репродуктивного здоровья; формированию здорового образа жизни; обеспечению социальной защиты прав граждан в вопросах охраны здоровья и др. Подразделяется на профилактику первичную и вторичную.

    Задача первичной профилактики — предупреждение развития у человека патологических состояний, т. е. проведение социально-эко- номического анализа, формирование у населения представлений о здоровом образе жизни, активной жизненной позиции по отношению к своему здоровью.

    Вторичная профилактика направлена на предупреждение дальнейшего прогрессирования болезни и предусматривает комплекс лечебных и профилактических мероприятий, а также решение целого ряда социальных задач.

    Главные напраа/ения профилактической медико-сошкиьной работы.

    ✓  повышение уровня медицинского образования населения, формирование у него представления о здоровом образе жизни и его

    значении в предупреждении заболеваний:

    ✓  выявление наиболее важных социальных факторов, оказывающих отрицательное влияние на здоровье человека, и непосредственное их устранение или уменьшение их влияния на организм:

    •    оказание материальной помощи малообеспеченным или многодетным семьям;

    •     психологическая коррекция состояния:

    ✓  совместная с клиентами работа по предупреждению вредных привычек — курения, злоупотребления алкоголем и т. п. Патогенетическая медико-социальная работа включает в себя мероприятия по организации медико-социальной помощи, медико- социальной экспертизы, социальной работы в отдельных областях медицины и здравоохранения.

    Приоритетным направлением патогенетической медико-социальной работы является реабилитация больных — комтекс медицинских, социально-экономических. педагогических мероприятий, в том числе:

    ✓  трехдневная система реабилитации пациентов "стационар — поликлиника — санаторий или дом отдыха" (оправдала себя при целом ряде заболеваний);

    ✓ специализированные реабилитационные центры, оснащенные современной аппаратурой и использующие современные методики восстановления больных.

    К задачам реабилитации относится также повышение качества жизни пациентов.


    Please publish modules in offcanvas position.