Вопрос 25. Особенности социальной работы на селе и в этнической среде
1. Специфика социальной работы в сельской местности |
2. Социальная работа « этнической среде |
1. Цель социальной работы на селе вносить социальные изменения в жизнь человека, его семьи, жизнь общины. Специфику социальной работы на селе обуешв.швают:
✓ особенности ценностных ориентации — психотип сегьского жителя, который включает:
• определенный консерватизм;
• основательность;
• неторопливость;
• приверженность традициям:
• терпимость;
• непритязательность в быту:
• бережное отношение к природе:
✓ социальные условия жизни, труда, быта, досуга и проблемы, порождаемые этими условиями;
✓ особенности сельской социальной среды, которой присуши:
• открытость жизни каждой семьи:
• тесные соседские связи;
• сохранившиеся традиции общинных взаимоотношений;
• занятость населения преимущественно сельскохозяйственным трудом:
• близость к природе.
Факторы, значительно осложняющие социальную работу на селе:
✓ ограниченный доступ к социальным услугам — таким как образование, здравоохранение, культура, социальное обеспечение, психиатрическая помощь и др.;
✓ низкий уровень государственной социальной помощи, ограниченное число источников общественной и частной поддержки — социальные службы, как правило, расположены в городах и райцентрах: в сельской местности очень мало активно действующих общественных организаций социальной направленности:
✓ изолированность и территориальная отдаленность — сельские жители, проживающие на территории одной сельской (поселковой) администрации, как правило, рассеяны на больших площадях, удаленных друг от друга;
✓ отсутствие конфиденциальности — в небольших городах, рабочих поселках, селах и тем более в деревнях невозможно поддерживать тот уровень конфиденциальности, какой может быть обеспечен в городах;
✓ консерватизм и социальная инертность:
✓ низкий образовательный уровень населения:
✓ недостаточная анонимность — социальные работники, социальные педагоги, особенно горожане, часто испытывают трудности из-за того, что не могут оградить от жителей села спою личную жизнь:
✓ слаборазвитая социальная инфраструктура. Проблемы, типичные для сельской социальной практики:
✓ социально-терапевтическая помощь людям в обретении душевного равновесия, нарушенного резким падением жизненного уровня, психологической устойчивости к тяготам современной жизни; в преодолении жизненных проблем;
✓ алкоголизм, поскольку при отсутствии служб наркологической и психиатрической помощи, невысоком культурно-образовательном уровне населения злоупотребление алкоголем приобретает угрожающие по своим последствиям размеры;
✓ помощь пожилым людям (в некоторых регионах их число достигает 30%) в решении бытовых, социально-медицинских, социально- психологических, социально-педагогических проблем:
✓ медицинская, профилактическая работа с тружениками агропромышленного комплекса, подверженными многим профессиональным заболеваниям;
✓ обеспечение досуговой занятости детей, подростков, молодежи, взрослого населения:
✓ трудообеспечение граждан: содействие в поисках новых рабочих мест, переподготовке специалистов;
✓ помощь в развитии личных подсобных хозяйств посредством внедрения образовательных программ сельскохозяйственной подготовки:
✓ помощь социально неблагополучным семьям в обеспечении нормальной жизнедеятельности детей, устранении причин социального неблагополучия;
✓ помощь молодым семьям, имеющим детей дошкольного возраста, воспитывающихся на дому; внедрение альтернативных форм дошкольного образования;
✓ содействие беженцам, вынужденным переселенцам и безработным горожанам в трудоустройстве, социальной адаптации к новым условиям жизни;
✓ социальная помощь населению в активизации природоохранительной деятельности: профилактике негативных воздействий загрязненной природной среды, последствий ее влияния на здоровье человека;
✓ устранение межнациональных, межэтнических конфликтов: налаживание добрососедских отношений.
Главные социа,1ъно-психологические факторы, которые необходимо учитывать при осуществлении социальной работы на селе.
✓ тесное срастание со средой обитания. Для сельского жителя ресурсы окружающей природной среды — плодородие земли, состояние почвы, климат, погодные условия, обеспечение водными ресурсами, рельеф местности, богатства растительного и животного мира и т. д. — остаются решающими факторами в организации жизнеобеспечения;
✓ личное подворье. Во все времена основным средством выживания большинства крестьянских семей был труд наличном подворье;
✓ приверженность традициям. В сельской местности проживает в основном коренное население страны, унаследовавшее историческую память предшествующих поколений;
✓ роль семьи. Семья в деревне воспринимается очень широко: и как хозяйственная единица, и как форма правильной организации жизни взрослого человека, и как источник поддержки и средство выживания. В сельской местности в понятие "семья" вкладывается нечто большее, чем в городе. Как правило, понятием "семья" охватывается большее число людей — это и родные братья (сестры), и близкие родственники, и прошлые поколения, связанные с живущими невидимыми нитями;
✓ роль систем неформальной поддержки. В сельской местности взаимосвязи людей и их солидарность в ощущениях и идентичности приводят к сильной взаимозависимости друг от друга;
✓ межсемейная кооперация. Как правило, на селе люди сами организуют домашний или семейный бизнес, мобилизуя наработанные прежде связи, устанавливая контакты с городскими родственниками, заставляя проявлять интерес неформальных кредиторов, активно используя потенциал семейной экономики;
✓ роль общественного мнения. В пространственно ограниченной сельской среде большое значение имеет общественное мнение. Если городские жители могут позволить себе невидимую для коллег частную жизнь, то не селе все находятся "на виду" у односельчан и любые поступки в труде, личной жизни не остаются без внимания. Можно сказать, что на селе социальный контроль носит более выраженные формы.
В целом социальная работа на селе определяется конкретной социальной ситуацией, с которой сталкивается социальный педагог или социальный работник и которая требует своих методов, своих приемов решения, особой формы социального участия.
2. Этническая среда — это окружающие человека (слой, группу, общность) национальные, культурные, языковые условия существования, формирования и деятельности.
В современном мире главной социально-этнической общностью является нация исторически складывающийся тип этноса, историческая общность людей, характеризующаяся устойчивой целостностью (общностью) экономической жизни, языка, территории, некоторыми особенностями культуры и быта, психологического склада и этнического (национального) характера.
Социальная работа с социально-этническими группами имеет два аспекта-.
✓ в широком смысле слова — создание условий для нормального функционирования всего общества, нормального развития всех групп населения, в том числе социально-этнических общностей; опережающие действия: использование технологий по предотвращению, недопущению конфликтных ситуаций, кризисных явлений в межэтнической среде:
✓ в узком — решение проблем, изменение среды обитания социально- этнических общностей, групп с целью достижения уровня жизнедеятельности других проживающих на данной территории (села, района, области, края, всей страны) социально-этнических общностей, групп.
Всевозможные проблемы межэтнических отношений могут быть решены только в том случае, если социальная работа в этнической среде осуществляется на трех уровнях, тесно связанных между собой:
✓ на государственном (федеральном) — осуществляется правовое регулирование отношений между различными социально-этническими общностями: обеспечиваются правовые, юридические и социальные гарантии граждан — представителей социально-этнических общностей и групп: формируется социальная политика в области межэтнических, межнациональных отношений:
✓ на региональном — реализуются положения, которые вырабатываются на федеральном уровне. При этом ряд вопросов (в частности материального, социального и медицинского и т.д. обеспечения) решается как субъектами федерации, так и государством в целом;
✓ на местном — решаются все конкретные вопросы адаптации представителей социально-этнических групп к местным условиям; обеспечения их обустройства, жилищных условий, учебы, медицинского обслуживания.
Существенное значение имеют также:
✓ подбор и расстановка кадров в национально-территориальных образованиях;
✓ принятие мер, которые обеспечивали бы равенство в возможностях занимать руководящие должности;
✓ участие в руководящих органах представителей всех национальностей с учетом их деловых и политических качеств, исключая механическое соблюдение пропорций в подборе руководящих кадров по национальному признаку.
Социальные работники могут оказывать влияние на подготовку и принятие законодательных и других актов, регулирующих деятельность различных органов, комитетов и союзов по вопросам межнациональных и национальных отношений.