Социальная защита. Социальная работа: Конспект лекций - Якушев А.В. - Вопрос 27. Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Россию соотечественников, проживающих за рубежом

    Содержание материала

    Вопрос 27. Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Россию соотечественников, проживающих за рубежом

    1. Характеристика Программы, ее цели

    2. Основные принципы Программы

    3. Финансирование Программы

    4. Социальные гарантии участникам Программы

    5. Категории территорий вселения 4-

    б. Информационное обеспечение Программы

    7. Порядок осуществления переселения

    8. Региональные программы

    9. Управление Программой координация реализации Программы


     Одним из направлений социальной политики государства в области миграции является реализация Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию сооте-

    чественников. проживающих за рубежом (далее — Государственная программа), утвержденной Указом Президента РФ № 637 от 22.06.2006.

    Главная цель Государственной программы — объединение потенциала соотечественников, проживающих за рубежом, с потребностями развития российских регионов.

    Пели Государственной программы.

    ✓  стимулирование и организация процесса добровольного переселения в Российскую Федерацию соотечественников на основе повышения привлекательности ее субъектов;

    ✓  компенсация естественной убыли населения в стране в целом и в ее отдельных регионах за счет привлечения переселенцев на постоянное место жительства в Российскую Федерацию.

    Согласно Программе, содействие добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (далее соотечественники), является одним из направлений решения демографической проблемы, поскольку воспитанные в традициях российской культуры, владеющие русским языком и не желающие терять связь с Россией, соотечественники в наибольшей мере способны к адаптации и скорейшему включению в систему позитивных социальных связей принимающего сообщества. Миграционные потоки в настоящее время носят стихийный характер. В результате не учитываются реальные возможности социальной инфраструктуры, увеличиваются диспропорции региональных рынков труда, растет социальная напряженность, создаются условия для распространения среди населения Российской Федерации идей национальной нетерпимости и ксенофобии. Выход из этой ситуации — в обеспечении осознанного выбора соотечественниками места своего будущего проживания и работы с учетом социально-экономического положения субъектов Российской Федерации.

    Необходимость комплексного подхода к проблеме содействия добровольному переселению соотечественников в Российскую Федерацию и межотраслевой координации определяет целесообразность принятия Государственной программы.

    2. Основными принципами оказания содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников являются:

    ✓  финансовая обеспеченность мероприятий, предусмотре.. лх Государственной программой, сочетание безвозвратного и возвратного принципов социально-экономической поддержки участников Государственной программы (переселенцев);

    ✓  обеспечение баланса интересов переселенцев, Российской Федерации в целом и ее субъектов, органов местного самоуправления муниципальных образований, предпринимателей, принимающего сообщества;

    ✓  приоритет мер социально-экономического стимулирования, определяющих рамочные условия и характер переселения, а также направленность этого процесса;

    ✓  адресность социально-экономической поддержки и обусловленность ее предоставления соблюдением участниками Государственной программы условий участия в ней и социально-экономическими характеристиками территорий, предлагаемых для переселения;

    ✓  взаимосвязь содержания мероприятий, предусмотренных Государственной программой, с задачами государственного, социально- экономического, культурного и национального развития Российской Федерации в целом и сс субъектов;

    ✓  доступность информации об условиях участия в Государственной программе, правах и обязательствах участников Государственной программы, а также о социально-экономических характеристиках территорий, предлагаемых для переселения.

    3.   Финансовое обеспечение мероприятий по реализации Государственной программы осуществляется за счет:

    ✓  средств бюджетов:

    •    федерального;

    •    субъектов РФ;

    •    местных;

    ✓  финансового участия юридических и физических лиц.

    4.  Участник Государственной программы и члены его семьи, совместно переселяющиеся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, имеют право на получение государственных гарантий и социальной поддержки, в том числе-.

    ✓  на компенсацию за счет средств федерального бюджета расходов-.

    •    на переезд к будущему месту проживания;

    •    на уплату государственной пошлины за оформление документов, определяющих правовой статус переселенцев на территории Российской Федерации:

    ✓  получение за счет средств федерагьного бюджета-.

    •    единовременного пособия на обустройство ("подъемных");

    •    ежемесячного пособия при отсутствии дохода от трудовой, предпринимательской и иной не запрещенной законодательством Российской Федерации деятельности в период до приобретения гражданства Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев. Размер пособия определяется с учетом прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации;

    ✓  на получение компенсационного пакета участника Государственной программы, включающего в себя услуги государственных и муниципальных учреждений-.

    •     дошкольного воспитания;

    •     общего и профессионального образования;

    •        социального обслуживания;

    •     здравоохранения;

    •        службы занятости.

    Предоставление услуг государственными и мунииипсыьными учреждениями в решках компенсационного пакета осуществляется в порядке и на условиях, которые предусмотрены для граждан Российской Федерации в соответствии с законодательством РФ, и включает в себя:

    ✓  в области образования — предоставление мест в детских дошкольных образовательных учреждениях и оказание услуг в получении соответствующего уровня образования в учреждениях общего и профессионального образования;

    ✓  здравоохранения - оказание амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, стационарной медицинской помощи, скорой медицинской помощи, а также медицинской помощи при заболеваниях социального характера;

    ✓  социального обслуживания — предоставление мест в учреждениях социального обслуживания населения и оказание иных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальном обслуживании граждан;

    ✓  занятости — содействие в поиске подходящей работы и трудоустройстве.

    Расходы на финансирование компенсационного пакета осуществляются за счет средств соответствующих бюджетов.

    Размер государственных гарантий, порядок их предоставления, а также перечень мер социальной поддержки утверждаются Правительством Российской Федерации.

    Предоставление иных государственных гарантий, социальная поддержка, трудоустройство участника Государственной программы, обеспечение его и членов его семьи необходимым жильем осуществляются в рамках региональных программ переселения.

    5. Территория вселения - часть территории субъекта Российской Федерации, куда целенаправленно привлекаются переселенцы в рамках реализации проектов переселения, предусмотренных соответствующей региональной программой переселения.

    Устанавливаются 3 категории территорий вселения:

    ✓  "Л" относятся преимущественно стратегически важные для России приграничные территории, характеризующиеся сокращением численности населения: Амурская, Калининградская области, Приморский край, Тюменская область (Сладковский муниципальный район)). Переселенцам на территориях данной категории государственные гарантии и социальная поддержка, предусмотренные для участника Государственной программы и членов его семьи, предоставляются в полном объеме;

    ✓  "Б" - относятся территории, где реализуются крупные инвестиционные проекты, требующие массового привлечения переселенцев в

    связи с отсутствием соответствующего предложения рабочей силы на территориальном рынке труда (Красноярский край, Иркутская область, Липецкая область, Тверская область, Калужская область ("Калуга"; "Обнинск"; "Ворсит")). Субъекты Российской Федерации, где находятся данные территории, характеризуются позитивной динамикой социально-экономического развития, превышающей среднероссийские показатели, и миграционной нагрузкой ниже среднероссийского уровня. Переселенцам на территориях данной категории предоставляются государственные гарантии и социальная поддержка, предусмотренные для участника Государственной программы и членов его семьи, за исключением ежемесячного пособия, выплачиваемого при отсутствии дохода от трудовой, предпринимательской и иной не запрещенной законодательством РФ деятельности;

    ✓  "В" относятся территории с устойчивым социально-экономическим развитием, на которых в течение последних трех и более лет наблюдаются сокращение общей численности населения и (или) миграционный отток (Новосибирская область, Калужская область ("Сею Калужской области"), Тюменская область (города: Тюмень, Тобольск, Ишим; муниципальные районы; Ишимский, Викуловский, Уватский, Ялуторовский)). Переселенцам на территориях данной категории предоставляются государственные гарантии и социальная поддержка, предусмотренные для участника Государственной программы и членов его семьи, за исключением ежемесячного пособия, выплачиваемого при отсутствии дохода от трудовой, предпринимательской и иной не запрещенной законодательством Российской Федерации деятельности, и "подъемных".

    Перечень конкретных субъектов РФ, попадающих в вышеуказанные категории (А, Б и В), не является статичным и не будет ограничиваться лишь 12 "пилотными" субъектами РФ. Он периодически уточняется, меняется в соответствии с потребностями регионов и общей демографической ситуацией в стране.

    6. В целях создания благоприятных условий для осознанной реализации соотечественниками права на добровольное переселение в Российскую Федерацию в рамках и на условиях Государственной программы им должна быть предоставлена полная ин(]юрмаиия\

    ✓  о содержании Государственной программы, условиях переселения, необходимых административных процедурах, правах и обязательствах участников Государственной программы;

    ✓  мерах социальной поддержки и размерах предоставляемых государственных гарантий;

    ✓  территориях вселения, где для потенциальных участников Государственной программы в соответствии с их специальностью и квалификацией имеются наиболее благоприятные возможности приложения их труда;

    ✓  возможностях переобучения и повышения квалификации, а также жилищного обустройства.

    7. Решение соотечественника об участии в Государственной программе оформляется путем подачи им личного заявления. Одновременно участник Государственной программы и члены его семьи, совместно переселяющиеся на постов. ос место жительства в Российскую Федерацию, в установленном порядке представляют необходимые сведения. Форма заявления, перечень сведений, которые должны содержаться в нем, и прилагаемых к заявлению документов утверждаются Правительством Российской Федерш щи.

    Выбрав определс....... ли вариант переселения и осуществив необходимые процедуры, соотечественник приобретает статус участника Государственной программы, что закрепляет его права и обязательства, права и обязательства членов его семьи, а также обязательства субъектов Российской Федерации, в частности по предоставлению государственных гарантий и социальной поддержки, соответствующих избранной категории территории вселения.

    Участнику Государственной программы и членам его семьи оформляются необходимые документы для переезда в Российскую Федерацию, в том числе свидетельство участника Государственной программы установленного образца, а также при необходимости — виза. В целях содействия добровольному переселению соотечественников Российская Федерация компенсирует расходы, которые несут участники Государственной программы и члены их семей на переезд и провоз личного имущества от места их проживания на территории иностранного государства до территории вселения в субъекте Российской Федерации.

    Компенсация расходов осуществляется при условии использования участниками Государственной программы регулярных маршрутов грузовых и пассажирских перевозок.

    Расходы участников Государственной программы и членов их семей на проезд компенсируются из расчета проезда-.

    ✓  железнодорожным транспортом — в купейном вагоне поезда любой категории;

    ✓  воздушным транспортом — по тарифу экономического класса;

    ✓  внутренним водным транспортом — по тарифу места II категории;

    ✓  морским транспортом — по тарифу каюты III категории.

    Кроме того, семье до трех человек включительно полностью компенсируются расходы на перевозку личного имущества 5-тонным контейнером, а семье свыше трех человек — двумя 5-тонными контейнерами.

    Участники Государственной программы осуществляют выбор территории вселения с учетом:

    ✓  наличия места работы;

    ✓  предоставляемых в рамках Государственной программы гарантий, социальной поддержки;

    ✓  условий проживания.

    8. Субъектами РФ разрабатываются региональные программы переселения, в рамках которых организуется работа с участниками Государственной программы и членами их семей на территориях вселения.

    Региональная программа переселения — комплекс социально-

    экономических, организационно-административных и иных мер, осуществляемых в субъекте Российской Федерации на основе сочетания национальных интересов Российской Федерации и потребностей территорий вселения, определяемых проектами переселения, при государственной поддержке, предоставляемой в рамках Государственной программы.

    В региональной программе переселения указываются:

    ✓  уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ответственный за ее реализацию;

    ✓  характер взаимодействия уполномоченного органа и иных органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, участвующих в реализации программы, с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти;

    ✓  методы и формы контроля за реализацией программы;

    ✓  ответственность за реализацию программы;

    ✓  формы и источники финансирования программы;

    ✓  возможные преференции экономического характера, которые могут предоставляться субъектом Российской Федерации работодателям, принимающим участие в проекте переселения и содействующим жилищному обустройству переселенцев;

    ✓  перечень обязательств субъекта Российской Федерации и работодателей. участвующих в реализации программы, по трудоустройству участников Государственной программы и жилищному обустройству их семей.

    При обосновании потребности в переселенцах субъектом Российской Федерации указывается потребность в рабочей силе, которая не может быть удовлетворена за счет собственных трудовых ресурсов и

    трудовых ресурсов сопредельных субъектов Российской Федерации.

    Расходы на реализацию региональной программы переселения включаются в проект федерального бюджета в пределах общего объема средств, выделяемых на реализацию Государственной программы.

    9. Организация управления Государственной программой и контроль за ходом ее реализации осуществляются Межведомственной комиссией по реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.

    Решения Межведомственной комиссии обязательны для всех исполнителей Государственной программы в пределах их компетенции.


    Please publish modules in offcanvas position.