Вопрос 28. Особенности социальной работы в пенитенциарных учреждениях
1. Виды российских пенитенциарных учреждений |
2. Специфика социальной работы в пенитенциарных учреждениях 7 |
3. Основные задачи социальной работы в учреждениях исправительной системы России |
1. Современная российская пенитенциарная система включает ыедуюише
виды учреждений:
✓ места предварительного заключения;
✓ учреждения, исполняющие наказания.
Места предварительного заключения подразделяются:
✓ на изоляторы временного содержания (бывшие КПЗ). В них содержатся люди, подозреваемые в совершении преступлений. Срок содержания
до 10, а по некоторым наиболее опасным видам преступлений до 30 суток;
✓ следственные изоляторы (СИЗО), предназначе........... ле для содержания
обвиняемых, в том числе и тех, кто уже является подсудимым, а также осужде приговоры в отношении которых еще не вступили в
законную силу. Кроме того, в пределах 7% от общей численности содержащихся под стражей в СИЗО могут составлять лица, осужденные на срок до 3 лет за нетяжкие преступления.
Учреждения, исполняющие наказания:
✓ исправительно-трудовые колонии (И'ГК) основной вид учреждений для лиц, лише свободы; делятся:
• на мужские общего, строгого и особого (самого жесткого) режима;
• женские общего и строгого режима;
✓ воспитательно-трудовые колонии (ВТК), предназначенные для содержания несовершеннолетних, совершивших преступления, в возрасте от 14 до 18 лет (однако по рекомендации администрации колонии определением суда в интересах перевоспитания и исправления в ВТК могут быть оставлены осужденные в возрасте до 21 года);
✓ тюрьмы — учреждения с наиболее суровым режимом содержания. В пределах одного учреждения установлено два вида режима:
• общий;
• строгий;
✓ исправительно-трудовые колонии-поселения — места исполнения более мягкого наказания, чем лишение свободы. Делятся на три категории-.
• для осужденных за неосторожные преступления;
• лиц, осужденных за умышленные преступления и осужденных пс более чем на 5 лет;
• лиц, твердо вставших на путь исправления и переведенных из исправительно-трудовых учреждений (ИТУ) общего и строгого режима.
2. Специфика социальной работы в учреждениях исправительной системы
состоит в следующем:
✓ она ведется внутри социальных организмов с высокой степенью закрытости и изолированности;
✓ ее объектом являются лица с высоким индексом социального неблагополучия и повышенной стрессогенностью:
✓ социальная работа:
• проводится в обстановке противоборства двух непримиримых этико-правовых концепций;
• неразрывно связана с исполнением уголовного наказания, имея, по сути, те же конечные цели, что и этот социально-правовой институт;
• в условиях пенитенциарной системы не должна прекращаться с окончанием исполнения наказания, так как бывший заключенный нуждается в ресоциализации и адаптации к внешнему миру, его правилам и нормам:
✓ в отличие от других сотрудников пенитенциарного персонала, социальный работник объективно вынужден занимать особое место: он является посредником не только между властью и гражданином, но и между философией наказания и враждебной ей философией преступного мира, заставляя приверженцев этих философий искать социально приемлемые точки соприкосновения.
Социальная работа занимает особое место среди других видов воздействия на заключенных.
Основные направления исправления и перевоспитания затюченных:
✓ режим отбывания наказания, т. е. система правоограничений и дополнительных обязанностей, возложенных на осужденного и направленных на достижение целей наказания:
✓ общественно полезный труд как обязанность осужденного и право лица, содержащегося под стражей:
✓ воспитательная работа (культурно-воспитательная, духовно-воспитательная работа, а также самовоспитание);
✓ общеобразовательная подготовка;
✓ профессиональная подготовка;
✓ оперативная работа, направленная на раскрытие совершенных и предотвращение готовящихся преступлений.
3. Основные задачи социальной работы в учреждениях исправительной системы России.
✓ развитие и укрепление социально полезных связей между заключе л ми и внешним миром;
✓ повышение и развитие социального статуса заключенного по месту предварительного заключения или отбытия наказания;
✓ содействие в обеспечении приемлемых социально-бытовых условий предварительного заключения и отбытия наказания:
✓ помощь-.
• в установлении социально-позитивных горизонтальных связей с другими лицами, в изменении социального статуса:
• построении такого типа горизонтальных и вертикальных отношений, которые, с одной стороны, соответствовали бы целям предварительного заключения под стражу или исполнения уголовного наказания, а с другой — влекли бы наименьшие физиологические, психологические, этические и социальные издержки для наказуемого:
• социальном развитии заключенного, включая повышение его социальной культуры, развитие социальных потребностей, изменение нормативно-ценностной ориентации, повышение уровня социального самоконтроля;
• заключенным в поиске социально приемлемой для них среды, точек социального интереса (работа, семья, религия, искусство и т. д.);
• разрешении конфликтных ситуаций;
✓ содействие-.
• заключенным в получении помощи специалистов, в частности в области психологии, психиатрии и т. д.;
• социально-правовой защищенности персонала;
✓ организация и обеспечение социальной защиты тех категорий заключенных, которые нуждаются в ней (пенсионеры, инвалиды и т. д.);
✓ социальное развитие и прогноз развития учреждения.
Основным связующим звеном между заключенным и внешним миром являются его социальные связи, которые с определенной степенью условности можно разделить:
✓ на социально полезные;
✓ социально нейтральные;
✓ социально негативные.
Социально полезные связи должны отвечать сгедуюшим критериям:
✓ заключенный заинтересован в их устойчивости и стабильности, стремится к их сохранению и развитию;
✓ в то же время эти связи способствуют таким изменениям в личности и поведении заключенного, которые приближают его к социально 11риемлемым стандартам.
Таким образом, соиисиьно полезные связи имеют три существенные особенности-.
✓ заключенный является их активным субъектом:
✓ их ценность, с точки зрения заключенного, очень высокая:
✓ они позитивно влияют на самого субъекта.
Объектами соиисиьно полезных связей заключенного могут быть не только члены его семьи и другие родственники и близкие, но и представители бывшего трудового или учебного коллектива, общественных организаций, органов власти и самоуправления и др.