Социальная защита. Социальная работа: Конспект лекций - Якушев А.В. - Вопрос 28. Особенности социальной работы в пенитенциарных учреждениях

    Содержание материала

    Вопрос 28. Особенности социальной работы в пенитенциарных учреждениях

    1. Виды российских пенитенциарных учреждений

    2. Специфика социальной работы в пенитенциарных учреждениях 7

    3. Основные задачи социальной работы

    в учреждениях исправительной системы России


    1. Современная российская пенитенциарная система включает ыедуюише

    виды учреждений:

    ✓  места предварительного заключения;

    ✓  учреждения, исполняющие наказания.

    Места предварительного заключения подразделяются:

    ✓  на изоляторы временного содержания (бывшие КПЗ). В них содержатся люди, подозреваемые в совершении преступлений. Срок содержания

    до 10, а по некоторым наиболее опасным видам преступлений до 30 суток;

    ✓  следственные изоляторы (СИЗО), предназначе........... ле для содержания

    обвиняемых, в том числе и тех, кто уже является подсудимым, а также осужде                     приговоры в отношении которых еще не вступили в

    законную силу. Кроме того, в пределах 7% от общей численности содержащихся под стражей в СИЗО могут составлять лица, осужденные на срок до 3 лет за нетяжкие преступления.

    Учреждения, исполняющие наказания:

    ✓  исправительно-трудовые колонии (И'ГК) основной вид учреждений для лиц, лише                            свободы; делятся:

    •    на мужские общего, строгого и особого (самого жесткого) режима;

    •    женские общего и строгого режима;

    ✓  воспитательно-трудовые колонии (ВТК), предназначенные для содержания несовершеннолетних, совершивших преступления, в возрасте от 14 до 18 лет (однако по рекомендации администрации колонии определением суда в интересах перевоспитания и исправления в ВТК могут быть оставлены осужденные в возрасте до 21 года);

    ✓  тюрьмы — учреждения с наиболее суровым режимом содержания. В пределах одного учреждения установлено два вида режима:

    •    общий;

    •    строгий;

    ✓  исправительно-трудовые колонии-поселения — места исполнения более мягкого наказания, чем лишение свободы. Делятся на три категории-.

    •    для осужденных за неосторожные преступления;

    •    лиц, осужденных за умышленные преступления и осужденных пс более чем на 5 лет;

    •    лиц, твердо вставших на путь исправления и переведенных из исправительно-трудовых учреждений (ИТУ) общего и строгого режима.

    2. Специфика социальной работы в учреждениях исправительной системы

    состоит в следующем:

    ✓  она ведется внутри социальных организмов с высокой степенью закрытости и изолированности;

    ✓  ее объектом являются лица с высоким индексом социального неблагополучия и повышенной стрессогенностью:

    ✓  социальная работа:

    •    проводится в обстановке противоборства двух непримиримых этико-правовых концепций;

    •    неразрывно связана с исполнением уголовного наказания, имея, по сути, те же конечные цели, что и этот социально-правовой институт;

    •    в условиях пенитенциарной системы не должна прекращаться с окончанием исполнения наказания, так как бывший заключенный нуждается в ресоциализации и адаптации к внешнему миру, его правилам и нормам:

    ✓  в отличие от других сотрудников пенитенциарного персонала, социальный работник объективно вынужден занимать особое место: он является посредником не только между властью и гражданином, но и между философией наказания и враждебной ей философией преступного мира, заставляя приверженцев этих философий искать социально приемлемые точки соприкосновения.

    Социальная работа занимает особое место среди других видов воздействия на заключенных.

    Основные направления исправления и перевоспитания затюченных:

    ✓  режим отбывания наказания, т. е. система правоограничений и дополнительных обязанностей, возложенных на осужденного и направленных на достижение целей наказания:

    ✓  общественно полезный труд как обязанность осужденного и право лица, содержащегося под стражей:

    ✓  воспитательная работа (культурно-воспитательная, духовно-воспитательная работа, а также самовоспитание);

    ✓  общеобразовательная подготовка;

    ✓  профессиональная подготовка;

    ✓  оперативная работа, направленная на раскрытие совершенных и предотвращение готовящихся преступлений.

    3. Основные задачи социальной работы в учреждениях исправительной системы России.

    ✓  развитие и укрепление социально полезных связей между заключе            л ми и внешним миром;

    ✓  повышение и развитие социального статуса заключенного по месту предварительного заключения или отбытия наказания;

    ✓  содействие в обеспечении приемлемых социально-бытовых условий предварительного заключения и отбытия наказания:

    ✓  помощь-.

    •    в установлении социально-позитивных горизонтальных связей с другими лицами, в изменении социального статуса:

    •    построении такого типа горизонтальных и вертикальных отношений, которые, с одной стороны, соответствовали бы целям предварительного заключения под стражу или исполнения уголовного наказания, а с другой — влекли бы наименьшие физиологические, психологические, этические и социальные издержки для наказуемого:

    •    социальном развитии заключенного, включая повышение его социальной культуры, развитие социальных потребностей, изменение нормативно-ценностной ориентации, повышение уровня социального самоконтроля;

    •    заключенным в поиске социально приемлемой для них среды, точек социального интереса (работа, семья, религия, искусство и т. д.);

    •     разрешении конфликтных ситуаций;

    ✓  содействие-.

    •    заключенным в получении помощи специалистов, в частности в области психологии, психиатрии и т. д.;

    •     социально-правовой защищенности персонала;

    ✓  организация и обеспечение социальной защиты тех категорий заключенных, которые нуждаются в ней (пенсионеры, инвалиды и т. д.);

    ✓  социальное развитие и прогноз развития учреждения.

    Основным связующим звеном между заключенным и внешним миром являются его социальные связи, которые с определенной степенью условности можно разделить:

    ✓  на социально полезные;

    ✓  социально нейтральные;

    ✓  социально негативные.

    Социально полезные связи должны отвечать сгедуюшим критериям:

    ✓  заключенный заинтересован в их устойчивости и стабильности, стремится к их сохранению и развитию;

    ✓  в то же время эти связи способствуют таким изменениям в личности и поведении заключенного, которые приближают его к социально 11риемлемым стандартам.

    Таким образом, соиисиьно полезные связи имеют три существенные особенности-.

    ✓  заключенный является их активным субъектом:

    ✓  их ценность, с точки зрения заключенного, очень высокая:

    ✓  они позитивно влияют на самого субъекта.

    Объектами соиисиьно полезных связей заключенного могут быть не только члены его семьи и другие родственники и близкие, но и представители бывшего трудового или учебного коллектива, общественных организаций, органов власти и самоуправления и др.


    Please publish modules in offcanvas position.