Вопрос 35. Молодежь и ее социальные проблемы
1. Молодежь как социальная группа |
2. Сощ альные проблемы, связанные с молодежью |
3. Молодежные проблемы в сфере труда |
1. Молодежь это социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости, вхождения в мир взрослых, адаптации к нему и будущего его обновления.
Обычно к ней относят население в возрасте между 14 и 35 годами. Нижняя возрастная граница определяется, в частности, тем, что с 14 лет наступает физическая зрелость и открывается доступ к трудовой деятельности. Верхней границей является возраcm достижения трудовой и социальной стабильности, для которой характерны.
✓ экономическая самостоятельность;
✓ профессиональное самоопределение;
✓ создание семьи;
✓ рождение детей.
Молодежь в возрасте от 14 до 35 лет в среднем от общей численности населения страны составляет около 25°ё. Изменения в масштабах рождаемости в РФ привели к "постарению" молодежи-, к возрастанию в группе молодежи доли 25—29-летних.
Находясь на стадии переходного возраста (от детства к взрослой жизни), молодое поколение переживает важнейший этап в своей жизни — семейную и внесемейную социализацию: процесс становления личности, обучения и усвоения индивидом ценностей, норм установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе.
Это означает, что каждому молодому человеку приходится усвоить выработанные обществом и различными группами ценности, установки, представления и стереотипы.
2. Основные социа,1ьные проблемы, связанные с .молодежью:
✓ значительное ухудшение состояния здоровья молодежи;
✓ уменьшение числа населения и низкий уровень рождаемости.
Уменьшение числа населения и низкий уровень рождаемости объясняются следующими причинами:
✓ основная масса рождений детей приходится на молодые семьи, а в них уровень репродуктивности невысок, что, как правило, обусловлено жизненной неустроенностью, неопределенностью будущего, наличием различных социальных рисков;
✓ существует тенденция снижения возраста начала половой жизни и рост добрачных беременностей; в связи с этим увеличивается количество женщин-матерей, не состоящих в зарегистрированном браке, значительная часть которых находится в возрасте до 20 лет.
Среди образованной молодежи, ориентированной на карьеру, часто наблюдается и другой феномен — "затягивание" с созданием семьи, слишком позднее рождение детей (после 35 лет), что также снижает рождаемость.
Молодому поколению россиян начинает всерьез угрожать СПИД. Первый случай заболевания СПИДом выявлен в России в 1987 г. и с каждым годом число больных и инфицированных растет с огромной скоростью.
По данным научных исследований, более 50% подростков страдают хроническими заболеваниями:
✓ нервной системы и органов чувств:
✓ органов кровообращения;
✓ костно-мышечной системы, дыхания.
К росту числа заболеваний, в том числе возникновению эпидемий и социально обусловленных заболеваний, ведут:
✓ значительное снижение уровня и качества жизни большинства молодых россиян;
✓ нарастание социальной напряженности, обуславливающей возникновение стрессов;
✓ обострение экологических проблем, особенно в городах:
✓ распространение курения, алкоголизма, наркомании и токсикомании среди подростков в связи со стремлением уйти от реальных проблем в иллюзорный мир. Наркомания сегодня становится мощнейшим фактором социальной дезорганизации, представляя большую угрозу для нормального функционирования всего общественного организма.
Высокими остаются показатели самоубийств молодых людей.
Приобретает все более актуальный характер проблема насилия среди молодежи: социологические исследования свидетельствуют, что около 50% из них подвергались когда-либо физическому насилию со стороны сверстников или взрослых, а 40% испытывали на себе рукоприкладство родителей.
Насилие как стиль жизни все чаще приобретает организованные формы в молодежной среде. В России свыше 50% всех преступлений совершается молодыми людьми в возрасте 14—29 лет.
3. Молодежные социальные проблемы в сфере труда.
✓ осложнение доступа к образованию. Все больше вузов становятся платными, что оказывается не по карману значительной части молодых людей и их родителям. Кроме того, образование все больше становится привилегией молодых людей из обеспеченных слоев общества, поскольку нужно не только поступить в вуз, но и обеспечивать себя во время учебы, а это могут далеко не все;
✓ трудности с поиском работы сразу после окончания вуза. Корни этой проблемы находятся в самой системе вузовского образования, которое осталось по инерции с советской эпохи. За небольшим исключением (некоторых самых престижных вузов) современное высшее образование, как и школьное, делает упор на теоретизирование и приобретение общих знаний, которые далеко не всегда пригождаются в жизни. В то же время его изъянами является то, что оно, в отличие от западного, недостаточно специализировано и приближено к практике. В итоге среднестатистический выпускник вуза, проучившись 5 лет (часто в свое удовольствие и без особого старания) оказывается не готовым к работе, и, соответственно оказывается не интересен большинству работодателей. На рынке труда в основном требуются специалисты с опытом работы, и выпускник попадает в замкнутый круг: не может найти достойную работу из-за отсутствия опыта, а получить опыт не может из-за отсутствия работы.
Решением указанных проблем могло бы стать государственное финансирование сферы образования, выдача способным, но нуждающимся молодым людям образовательного кредита, с последующей отработкой в частном или государственном секторе. Кроме того, необходимо, не теряя всего лучшего, что было наработано в советскую эпоху, скорректировать образовательный процесс с тем, чтобы студенты больше учились будущей профессии, а не навыкам сдавать ("преодолевать") экзамены. Возможно, необходимо сделать образование более прикладным (например, студентам- юристам чаще (например, еженедельно) посещать суды, юридические фирмы, государственные органы, знакомиться с их работой, вместо того, чтобы годы посвящать изучению философии и т. д.). Не менее важно учить студентов XXI века работать на результат (а не на процесс), эффективно организовывать свое время, правильно относиться к деньгам, планировать карьеру, что, к сожалению, в большинстве вузов делается редко. Однако без решения указанных проблем на уровне государства одна только социальная работа (например, центры трудоустройства молодежи) будет малоэффективной и даст только временный результат.