Вопрос 43. Социально-экономические индикаторы
1. Формирование социально-экономических индикаторов уровня жизни |
2. Показатели, характеризующие уровень жизни населения |
3. Понятие качества жизни |
4. Приоритеты ресурсов, выделяемых на социальные цели |
5. Особенности современного периода |
1. Соцшыъно-экономические индикаторы уровня жизни населения формируются на основе статистических данных, характеризующих объем, состав, основные направления использования и распределения между отдельными группами денежных доходов населения, а также с привлечением других данных, отражающих конечный результат экономической и социальной политики в областях, связанных с различными сторонами повышения благосостояния населения.
2. Важное место занимают показатели уровня жизни населения — степень удовлетворения материальных и духовных потребностей людей. Показатели, характеризующие и обуславливающие уровень жизни населения, условно объединяются в шесть групп — для оценки-.
✓ производства — показатели национального дохода страны, валового внутреннего продукта, их использование;
✓ потребностей — обобщенные показатели доходов и расходов населения, состава и объема "продовольственной корзины":
✓ уровня потребления показатели потребления населением материальных благ и услуг, в том числе обеспеченности жильем:
✓ культурно-бытовых условий жизни — показатели образования и культуры;
✓ социальных условий жизни — показатели занятости и бюджета времени населения;
✓ демографических последствий роста уровня жизни — показатели численности, состава и воспроизводства населения (рождаемость, смертность, продолжительность жизни).
Эти показатели в известной степени соответствуют международным параметрам. В Конвенции Международной организации труда (МОТ) "Об
основных целях и нормах социальной политики" отмечается, что каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, который:
✓ обеспечивает поддержание здоровья и благосостояния (включая пищу, одежду, жилье, медицинский уход, социальное обеспечение);
✓ реализует право на обеспечение в случае безработицы, инвалидности, вдовства, других случаев утраты средств к существованию.
Специалисты ООН, разработавшие "Программу развития ООН" (ПРООН), предложили обобщающий индикатор уровня жизни, который исчисляется как средняя из трех величин — валового внутреннего продукта на душу населения с учетом порога бедности, ожидаемой продолжительности жизни и уровня образования населения в возрасте 25 лет и старше.
В 90-е гг. ООН стала исчислять "совокупный индекс развития человеческого потенциала". В нем учитываются по странам предполагаемая при рождении продолжительность жизни, уровень грамотности взрослого населения, средний коэффициент приема в учебные заведения, доход на душу населения (по паритету покупательной способности в долларах).
3. Понятие термина "качество жизни"более узкое — оно охватывает различные стороны жизни человека без экономических показателей (ощущение покоя, комфортности, стабильности: наличие свободного времени и возможности успешно его использовать; природно- климатические условия; соблюдение прав личности и т. п.).
Ученые ГУ ИМЭИ Минэкономразвития РФ считают, что в минимальный состав выборки для построения интегрсиьного показателя качества жизни по региону должны быть включены следующие "частные" индикаторы. характеризующие наиболее значимые аспекты качества жизни:
✓ обеспеченность населения платными товарами и услугами (единица измерения — число прожиточных минимумов, приходящихся на одного жителя): услугами нерыночного характера, предназначенными для индивидуального потребления; продукцией собственного производства (число потребительских корзин, приходящихся на одного жителя);
✓ возможность населения делать накопления (число прожиточных минимумов, приходящихся на одного жителя);
✓ уровень:
• фактического конечного потребления населения (число прожиточных минимумов);
• обеспеченности населения жильем, м/чел.:
• благоустройства жилья (отопление, водопровод, канализация),
%;
• обеспеченности населения автомобилями (шт./тыс. чел.);
• безработицы, %;
• преступности, %;
• бедности, %;
✓ экологический фактор, тыс. т выбросов;
✓ природно-климатический фактор, разы.
Социальные нормы — показатели, которые характеризуют качество жизни населения.
Разработкой социа,1ьных норм занимаются отраслевые научно- исследовательские организации, министерства и ведомства. Обязанностью государственной власти является разработки социальных стандартов:
✓ для здравоохранения;
✓ образования;
✓ социальной защиты;
✓ культуры;
✓ средств массовой информации;
✓ жилищно-коммунального хозяйства;
✓ городского транспорта и др.
4. Главным и перспективным содержанием социальной политики должна стать система приоритетов, механизмов эффективного использования ресурсов, которые ежегодно выделяются на социальные цели.
Необходимо разграничение двух основных задач:
✓ защита от жесткого воздействия рынка нетрудоспособных граждан, нуждающихся в поддержке государства, и;
✓ содействие экономической активизации различных слоев населения, развитию их способности адаптироваться к рынку, реализовать те преимущества, которые формируются новыми экономическими условиями и выражаются в возможности увеличения трудового вклада и соответственно дохода.
5. Особенности современного периода — изменение модели социальной политики.
По мнению руководителей Минэкономразвития РФ. к числу таких изменений следует отнести:
✓ отказ государства от жесткого регулирования поведения человека в социальной сфере: набора определенных социальных услуг, которые получал гражданин:
✓ разгосударствление социальной сферы и освобождение государства от функции непосредственного предоставления гражданину социальных услуг;
✓ формирование рынка социальных услуг с возникающей конкуренцией их производителей, реально повышающимся их качеством и снижением издержек производства:
✓ приоритет заявительного принципа, при котором гражданин, учитывая свое материальное положение, сам обращается к государственным органам за определенными услугами на льготной или бесплатной основе;
✓ необходимость четкого разграничения бесплатности и доступности предоставления социальных услуг;
✓ переход от преимущественно социальной поддержки к преимущественному социальному страхованию населения с дифференциацией рисков и зависимостью размеров страховых выплат от страховых взносов;
✓ муниципализацию социальной сферы.