Социальная защита. Социальная работа: Конспект лекций - Якушев А.В. - Вопрос 43. Социально-экономические индикаторы

    Содержание материала

    Вопрос 43. Социально-экономические индикаторы

    1. Формирование социально-экономических индикаторов уровня жизни

    2. Показатели, характеризующие уровень жизни населения

    3. Понятие качества жизни

    4. Приоритеты ресурсов, выделяемых на социальные цели

    5. Особенности современного периода


    1. Соцшыъно-экономические индикаторы уровня жизни населения формируются на основе статистических данных, характеризующих объем, состав, основные направления использования и распределения между отдельными группами денежных доходов населения, а также с привлечением других данных, отражающих конечный результат экономической и социальной политики в областях, связанных с различными сторонами повышения благосостояния населения.

    2. Важное место занимают показатели уровня жизни населения — степень удовлетворения материальных и духовных потребностей людей. Показатели, характеризующие и обуславливающие уровень жизни населения, условно объединяются в шесть групп — для оценки-.

    ✓  производства — показатели национального дохода страны, валового внутреннего продукта, их использование;

    ✓  потребностей — обобщенные показатели доходов и расходов населения, состава и объема "продовольственной корзины":

    ✓  уровня потребления показатели потребления населением материальных благ и услуг, в том числе обеспеченности жильем:

    ✓  культурно-бытовых условий жизни — показатели образования и культуры;

    ✓  социальных условий жизни — показатели занятости и бюджета времени населения;

    ✓  демографических последствий роста уровня жизни — показатели численности, состава и воспроизводства населения (рождаемость, смертность, продолжительность жизни).

    Эти показатели в известной степени соответствуют международным параметрам. В Конвенции Международной организации труда (МОТ) "Об

    основных целях и нормах социальной политики" отмечается, что каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, который:

    ✓  обеспечивает поддержание здоровья и благосостояния (включая пищу, одежду, жилье, медицинский уход, социальное обеспечение);

    ✓  реализует право на обеспечение в случае безработицы, инвалидности, вдовства, других случаев утраты средств к существованию.

    Специалисты ООН, разработавшие "Программу развития ООН" (ПРООН), предложили обобщающий индикатор уровня жизни, который исчисляется как средняя из трех величин — валового внутреннего продукта на душу населения с учетом порога бедности, ожидаемой продолжительности жизни и уровня образования населения в возрасте 25 лет и старше.

    В 90-е гг. ООН стала исчислять "совокупный индекс развития человеческого потенциала". В нем учитываются по странам предполагаемая при рождении продолжительность жизни, уровень грамотности взрослого населения, средний коэффициент приема в учебные заведения, доход на душу населения (по паритету покупательной способности в долларах).

    3. Понятие термина "качество жизни"более узкое — оно охватывает различные стороны жизни человека без экономических показателей (ощущение покоя, комфортности, стабильности: наличие свободного времени и возможности успешно его использовать; природно- климатические условия; соблюдение прав личности и т. п.).

    Ученые ГУ ИМЭИ Минэкономразвития РФ считают, что в минимальный состав выборки для построения интегрсиьного показателя качества жизни по региону должны быть включены следующие "частные" индикаторы. характеризующие наиболее значимые аспекты качества жизни:

    ✓  обеспеченность населения платными товарами и услугами (единица измерения — число прожиточных минимумов, приходящихся на одного жителя): услугами нерыночного характера, предназначенными для индивидуального потребления; продукцией собственного производства (число потребительских корзин, приходящихся на одного жителя);

    ✓  возможность населения делать накопления (число прожиточных минимумов, приходящихся на одного жителя);

    ✓  уровень:

    •    фактического конечного потребления населения (число прожиточных минимумов);

    •     обеспеченности населения жильем, м/чел.:

    •    благоустройства жилья (отопление, водопровод, канализация),

    %;

    •     обеспеченности населения автомобилями (шт./тыс. чел.);

    •       безработицы, %;

    •     преступности, %;

    •     бедности, %;

    ✓  экологический фактор, тыс. т выбросов;

    ✓  природно-климатический фактор, разы.

    Социальные нормы — показатели, которые характеризуют качество жизни населения.

    Разработкой социа,1ьных норм занимаются отраслевые научно- исследовательские организации, министерства и ведомства. Обязанностью государственной власти является разработки социальных стандартов:

    ✓  для здравоохранения;

    ✓  образования;

    ✓  социальной защиты;

    ✓  культуры;

    ✓  средств массовой информации;

    ✓  жилищно-коммунального хозяйства;

    ✓  городского транспорта и др.

    4.  Главным и перспективным содержанием социальной политики должна стать система приоритетов, механизмов эффективного использования ресурсов, которые ежегодно выделяются на социальные цели.

    Необходимо разграничение двух основных задач:

    ✓  защита от жесткого воздействия рынка нетрудоспособных граждан, нуждающихся в поддержке государства, и;

    ✓  содействие экономической активизации различных слоев населения, развитию их способности адаптироваться к рынку, реализовать те преимущества, которые формируются новыми экономическими условиями и выражаются в возможности увеличения трудового вклада и соответственно дохода.

    5.  Особенности современного периода — изменение модели социальной политики.

    По мнению руководителей Минэкономразвития РФ. к числу таких изменений следует отнести:

    ✓  отказ государства от жесткого регулирования поведения человека в социальной сфере: набора определенных социальных услуг, которые получал гражданин:

    ✓  разгосударствление социальной сферы и освобождение государства от функции непосредственного предоставления гражданину социальных услуг;

    ✓  формирование рынка социальных услуг с возникающей конкуренцией их производителей, реально повышающимся их качеством и снижением издержек производства:

    ✓  приоритет заявительного принципа, при котором гражданин, учитывая свое материальное положение, сам обращается к государственным органам за определенными услугами на льготной или бесплатной основе;

    ✓  необходимость четкого разграничения бесплатности и доступности предоставления социальных услуг;

    ✓  переход от преимущественно социальной поддержки к преимущественному социальному страхованию населения с дифференциацией рисков и зависимостью размеров страховых выплат от страховых взносов;

    ✓  муниципализацию социальной сферы.


    Please publish modules in offcanvas position.