Вопрос 44. Социальные программы компаний
1. Понятие и виды социальных инвестиций |
2. Приоритеты социальной политики компании |
3. Социально значимые отрасли |
4. Социальные программы компании |
1. Социальные программы компании — это увязанные по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплексы мероприятий, обеспечивающие эффективное решение.
✓ приоритетных внутренних корпоративных социальных задач (внутренняя корпоративная социальная программа), которые связаны:
• с развитием персонала;
• усилением его социальной защищенности, охраной здоровья и созданием безопасных условий труда;
• решением вопросов социально ответственной реструктуризации компании:
✓ внешних социальных проблем территории пребывания (внешняя корпоративная социальная программа), которые направлены:
• на развитие местного сообщества;
• ведение добросовестной деловой практики;
• природоохранную деятельность;
• укрепление репутации и имиджа корпорации.
Развитие персонала — создание условий для эффективного, инициативного и качественного труда:
✓ обучение и профессиональное развитие;
✓ применение мотивационных схем оплаты труда;
✓ предоставление сотрудникам социального пакета:
✓ создание условий для отдыха и досуга;
✓ поддержание внутренних коммуникаций в организации:
✓ участие сотрудников в принятии управленческих решений.
Усиление социальной защищенности, охрана здоровья — создание и поддержание дополнительных по отношению к законодательно закрещенным норм охраны здоровья и условий труда, например-.
✓ выплата премий;
✓ оплата:
• страховок, лечения:
• спортзалов, бассейнов:
✓ поддержание материнства и детства:
✓ создание эргономичных рабочих мест:
✓ профилактика профессиональных заболеваний и др.
Социально ответственная реструктуризация — намеренное изменение формальных отношений между составляющими элементами компании, учитывающее интересы персонала компании. Втючает в себя:
✓ реорганизацию трудовых процессов:
✓ совершенствование системы управления:
✓ уменьшение уровней иерархии:
✓ делегирование управленческих полномочий непосредственным исполнителям:
✓ отказ от некоторых видов деятельности:
✓ более эффективное перераспределение объемов работы и полномочий.
Природоохранная деятельность — разнообразные инициативы компании, направленные на сокращение вредного воздействия производственной деятельности на окружающую среду. вк.1ючая такие, как:
✓ меры по экономному потреблению природных ресурсов;
✓ действия по повторному использованию и утилизации отходов;
✓ мероприятия по предотвращению загрязнения окружающей среды;
✓ организация экологически безопасного производственного процесса;
✓ акции по озеленению и "субботники";
✓ использование процедуры экологического аудита. Добросовестная деловая практика реализуется посредством:
«/ информационной открытости компании в отношении собственников, поставщиков, бизнес-партнеров, клиентов и заинтересованных сторон;
✓ безупречного выполнения взятых на себя обязательств;
✓ организации крупными компаниями программ содействия малому бизнесу;
✓ реализации программ сотрудничества с органами государственного управления, ассоциациями потребителей, профессиональными объединениями и иными общественными организациями.
Развитие местного сообщества территории местонахождения предприятия — система мер, направленных:
✓ на осуществления различных социальных программ на территории соответствующего му]iиiщпального образования;
✓ проведение акций поддержки социально незащищенных слоев населения;
✓ оказание поддержки детям, школьникам, студентам;
✓ участие в сохранении и развитии жилищно-коммунального хозяйства и объектов культурно-исторического значения;
✓ финансирование местных культурных, образовательных и спортивных организаций и мероприятий.
2. Приоритеты социальной политики компании — это зафиксирова... ле в
документальном виде основные направления реализации социальных программ компании.
Приоритетные направления добровольно осуществляемых компаниями социальных программ (по 10-балльной шкале):
✓ охрана здоровья и безопасные условия труда — 9;
✓ развитие персонала 8;
✓ добросовестная деловая практика — 7;
✓ природоохранная деятельность и ресурсосбережение — 7:
✓ социально ответственная реструктуризация — 6:
✓ развитие местного сообщества — 6.
3. В качестве примеров можно привести некоторые положения социальных программ известных компаний-.
✓ "Макдоналдс":
• обеды со скидкой;
• хорошо оборудованная комната отдыха — с телевизором, видеомагнитофоном, приспособленная дня обеденных перерывов;
• мероприятия дня работников — дискотеки, пикники, сладкие дни, родительские дни, День Благодарения и специальные мероприятия, поощряющие отличную работу;
• программа "Лучший работник месяца". По итогам оценки рабочих показателей в каждом ресторане выбирается лучший сотрудник месяца, который получает подарок от компании;
• награды за выслугу лет: за 1, 3 и 5 лет работы все сотрудники компании награждаются значками с символикой "Макдоналдс", за 10 лет работы — золотым перстнем с бриллиантом;
• программа поддержки образования — возможность получить именную стипендию "Макдоналдс" за успешное совмещение учебы и работы;
✓ "Тюментрансгаз":
• первоочередное предоставление вакантных рабочих мест лицам, ранее работавшим в организации, с учетом их квалификации, а также детям ранее сокращенных работников, прошедшим обучение за счет средств организации;
• при проведении конкурсов инвестиционных проектов считать одним из важнейших критериев их оценки создание новых рабочих мест и сохранение имеющихся;
✓ "Аэрофлот Российские авиалинии":
• оказание медицинской помощи работникам в рамках договора добровольного медицинского страхования:
• высокотехнологических видов медицинской помощи, методы исследования которых не используются в обычных клиниках;
• проведение регулярной диагностики тяжелых заболеваний.
4. Социальные программы обычно реализуются в социально значимых отраслях.
Социально значимые отрасли — это совокупность сфер общественной жизни, без которых невозможна полноценная жизнь человека. К социально значимым отраслям традиционно относят:
✓ образование;
✓ культуру;
✓ здравоохранение;
✓ жилищно-коммунальное хозяйство;
✓ обществе...... транспорт;
✓ предоставление услуг связи.
Все эти области также традиционно являются дотационными, т. е. требуют дополнительных:
✓ бюджетных:
✓ внебюджетных средств.
Поэтому сегодня как никогда существует необходимость в социально ответственном бизнесе.