Социальная защита. Социальная работа: Конспект лекций - Якушев А.В. - Вопрос 6. Социальная работа как профессиональный вид деятельности

    Содержание материала

    Вопрос 6. Социальная работа как профессиональный вид деятельности

    1. Объект и субъект социальной работы

    2. Структура и уровни

    3. Содержание и функции социальной работы

    4. Функционально-ролевой репертуар социального работника


    1. Социальную работу характеризуют главным образом объектно- субъектные отношения.

    Под объектом сошиыьной работы понимаются.

    ✓  в широкой трактовке — все люди;

    ✓  узкой — группы, слои населения, их отдельные представители, индивиды, находящиеся в сложной жизненной ситуации.

    Классификация объектов социальной работы группы населения, которым не позволяет самостоятельно решать жизненные проблемы:

    ✓  состояние здоровья:

    •     инвалиды — взрослые и дети;

    •    лица, подвергшиеся радиационному воздействию:

    •     семьи, в которых имеются дети-инвалиды;

    •     взрослые и дети, имеющие психологические затруднения, испытывающие психологические стрессы, склонные к суицидальным попыткам;

    ✓  служба и труд в экстремальных социальных условиях:

    •     участники Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица, труженики тыла во время Великой Отечественной войны:

    •     вдовы и матери военнослужащих, погибших во время Великой Отечественной войны и в мирное время;

    •     бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей;

    ✓  пенсионный возраст:

    •     одинокие пожилые люди;

    •     семьи, состоящие из пенсионеров по возрасту, инвалидности и прочим основаниям:

    ✓  девиантное поведение в его различных формах и видах:

    •     дети и подростки девиантного поведения;

    •     испытывающие жестокое обращение и насилие:

    •     оказавшиеся в условиях, угрожающих здоровью и развитию:

    •    лица, вернувшиеся из мест лишения свободы, специальных учебно-воспитательных учреждений;

    •     семьи, в которых имеются лица, злоупотребляющие алкоголем, употребляющие наркотики;

    ✓  трудное, неблагополучное положение различных категорий семей:

    •     имеющие на попечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

    •     с низким уровнем доходов;

    •     многодетные;

    •        неполные;

    •     те, в которых родители не достигли совершеннолетия;

    ✓  особое положение детей (сиротство, бродяжничество и т. д.);

    ✓  бродяжничество, бездомность:

    •    лица без определенного места жительства;

    •     зарегистрирова.... ле беженцы;

    •     вынужде...... переселенцы;

    ✓  предродовое и послеродовое состояние-,

    ✓  правовое (и в связи с этим социальное) положение лиц, подвергшихся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированных. Субъект носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид, социальная группа), источник активности, направленный на объект.

    Классификация субъектов соииальной работы:

    ✓  организации, учреждения, социальные институты общества:

    •    государство со своими структурами в виде законодательной, исполнительной и судебной властей разного уровня;

    •    различные государственные социальные службы (территориальные центры социальной помощи семье и детям: социально- реабилитационные центры для несовершеннолетних; центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей);

    •    администрации государственных предприятий, организаций, учреждений, вузов и их подразделений и т. д.;

    ✓  общественные, благотворительные и другие негосударственные организации и учреждения:

    •     профсоюзы:

    •     отделения Детского фонда:

    •        общества Красного Креста:

    •     частные социальные службы, организации и т. д.;

    ✓  люди, занимающиеся практической социальной работой профессионально или на общественных началах:

    •     организаторы-управленцы и исполнители;

    •    практические социальные работники, оказывающие непосредственную помощь, поддержку, обеспечивающие социальную защиту клиентов.

    Социальные работники — это главный субъект социальной работы, поскольку они должны обладать определенными профессиональными и духовно-нравственными качествами.

    Профессия социального работника известна всему цивилизованному миру. В России она появилась в результате земской реформы 1864 года, хотя и называлась по другому — земские уполномоченные. Данные лица в 1864—1917 гг. выполняли функции социальных работников по призрению'.

    ✓  слепых;

    ✓  бедных;

    ✓  безнадзорных детей:

    ✓  безродных и бездомных людей пожилого возраста.

    В первое время, пока еще не было наработано достаточного опыта, успех этой деятельности зависел от уровня развития мастерства конкретного работника.

    2. Структура социальной работы — это се компоненты, содержание

    которых определяется необходимостью удовлетворения наиболее насущных интересов и потребностей объектов социальной работы.

    Выделяют следующие аспекты социальной работы.

    ✓  решение повседневных и неотложных проблем, связанных с социальной защитой населения;

    ✓  предвидение и предотвращение острых социальных проблем в глобальном масштабе (безработица, нищета, различные социальные заболевания, наиболее острые формы девиантного поведения и т. д.)

    путем обобщения практики работы, выявления основных тенденций, подачи предложений в органы государственной власти и местного самоуправления.

    Основные направления (виды) социальной работы.

    ✓  социальный диагноз;

    ✓  социальная терапия;

    ✓  реабилитация;

    ✓  профилактика;

    ✓  контроль:

    ✓  страхование;

    ✓  обслуживание;

    ✓  посредничество;

    ✓  попечительство и др.

    Уровни соиисиьной работы в зависимости от масштабности-.

    ✓  федеральный — его содержание определяется законодательной и социальной политикой государства, управлением социальной защитой населения в масштабе страны;

    ✓  субъектов РФ — его содержание определяется социальной спецификой субъекта РФ (например, субъект-донор, депрессивный регион);

    ✓  местный — характеризуется конкретной направленностью на конкретные объекты: работа осуществляется главным образом различного рода социальными службами, профессиональными социальными работниками и добровольцами:

    ✓  индивидуальный — работа с клиентом на основе его потребностей в социальной защите, применения индивидуальных техник и методик.

    Уровни социальной работы в зависимости от конкретных объектов:

    ✓  отдельный индивид;

    ✓  семья;

    ✓  слой (группа);

    ✓  население в целом.

    Существуют и другие классификации социальной работы. 3. Содержание социальной работы как специфического вида профессиональной деятельности.

    ✓  оказание государственного и негосударственного содействия человеку с целью обеспечения культурного, социального и материального уровня жизни;

    ✓  предоставление индивидуальной помощи человеку, семье или группе лиц.

    Функция социальной работы понимается как роль, которую выполняют отдельные субъекты социальной системы в ее организации как целого; в осуществлении целей и интересов индивидов, социальных групп, слоев и классов. К функциям социальной работы относятся-.

    ✓  информационная сбор сведений об объекте, то. с чего социальный работник начинает свою деятельность, в частности, выясняются.

    •    пол;

    •    возраст;

    •    происхождение;

    •    состояние здоровья;

    •    условия жизни;

    •    способность самостоятельно обеспечивать себя всем необходимым для жизни;

    •    материальный достаток:

    •    семейное положение:

    •    соседское окружение:

    •    особенности психики, характера и т. д.:

    ✓  диагностическая — изучение социальным работником особенностей группы людей (или отдельного человека), степени влияния на них (или на него) микросреды и постановка социального диагноза:

    ✓  прогностическая-.

    •    программирование и прогнозирование развития событий, процессов влияния на объекты социальной работы всех социальных институтов общества:

    •    выработка определенной модели социального поведения этих объектов:

    ✓  предупредительно-профилактическая, или социально-терапевтичес- кая, — приведение в действие социально-правовых, юридических, психологических, социально-медицинских, педагогических и других механизмов предупреждения и преодоления негативных явлений:

    ✓  правозащитная — использование всего комплекса правовых возможностей в целях социальной защиты населения;

    ✓  социально-педагогическая — выявление потребностей людей в различных видах деятельности (культурно-досуговой, спортивно-оздоровительной, художественного творчества) и привлечение к работе с ними различных учреждений, обществ, творческих союзов и т. д.;

    ✓  социально-психологическая - различные виды консультирования по вопросам межличностных отношений и их коррекция, помощь в социальной адаптации личности и социальной реабилитации;

    ✓  социально-медицинская, в том числе:

    •    организация работы по профилактике заболеваний;

    •     трудотерапия:

    •    организация работы по подготовке молодежи к семейной жизни, планированию семьи:

    •    формирование ответственного отношения к репродуктивному и сексуальному поведению:

    ✓  социально-бытовая — содействие в оказании необходимой помощи различным категориям населения (инвалидам, людям пожилого возраста, молодым семьям и др.), в улучшении их жилищных условий, организации нормального быта:

    ✓  коммуникативная, включающая:

    •    установление контактов с нуждающимися в той или иной помощи и поддержке;

    •     организацию обмена информацией;

    •    разработку единой стратегии взаимодействия восприятия и понимания другого человека;

    •    содействие привлечению различных институтов общества в деятельность социальных служб;

    ✓  рекламно-пропагандистская организация рекламы социальных услуг, пропаганда идей социальной защиты человека;

    ✓  организационная содействие организации социальных служб по месту жительства; привлечение к их работе общественности.

    4. Деятельность социального работника предусматривает широкий спектр

    социальных услуг.

    Осуществляя какую-либо услугу, социальный работник может одновременно исполнять одну или несколько ролей.

    В соответствии с культурно-детерминированной моделью поведения ролевые репертуары зарубежных и отечественных социальных работников подразделяются на следующие группы':

    ✓  практические:

    •    учитель (преподаватель) социальных умений;

    •     консультант;

    •     агент по вопросам социальных изменений;

    •        аниматор;

    •        социальный менеджер — помощник клиента;

    •     уличный работник (социальная "скорая помощь);

    ✓  посреднические:

    •     брокер социальных услуг;

    •     управляющий делами клиента;

    •     защитник прав и интересов клиента;

    ✓  управленческие:

    •     руководитель рабочей нагрузки;

    •    лидер команды;

    •     руководитель персонала;

    •     администратор;

    ✓  исследовательские:

    •     эксперт;

    •        аналитик;

    •     исследователь;

    ✓  сервисные:

    •     преподаватель;

    •     руководитель полевой практики:

    •        супервизор.

    В зарубежной литературе профессиональные роли социального работника рассматриваются более дифференцированно:

    ✓  "определитель клиента" — работник, который устанавливает людей, группы людей, испытывающих трудности (находящихся в кризисной ситуации) или находящихся в опасности быть подвергнутыми некоторому насилию (находящихся в состоянии риска). Его задача — определение факторов окружения, создающих проблемы;

    ✓  брокер — направляет людей в соответствующие службы, которые могут быть им полезны, с целью дать возможность людям использовать систему социальных служб и связать эти службы:

    ✓  посредник, "буфер" — находится между двумя людьми, человеком и группой или двумя группами, с тем чтобы помочь людям преодолеть разногласия и продуктивно работать вместе;

    ✓  "адвокат", защитник — борется за права и достоинство людей, нуждающихся в этой помощи. Его деятельность включает борьбу за обслуживание: помощь отдельным людям, группам, общностям; борьбу за изменение в законах или имеющейся практике с позиции целого класса людей:

    ✓  мобилизатор — собирает, приводит в движение, запускает, активизирует, организует действия уже существующих или новых групп для решения проблем. Мобилизация может выполняться и на индивидуальном уровне;

    ✓  корректор поведения работает над тем, чтобы внести изменения в поведенческие стереотипы, навыки и восприятия людей или групп;

    ✓  консультант — действует совместно с другими работниками с целью помочь им усовершенствовать их умения в решении проблем клиента;

    ✓  менеджер информации собирает, классифицирует и анализирует данные о социальной среде;

    ✓  администратор управляет учреждением, программой, проектом или социальной службой;

    ✓  практик обеспечивает конкретную помощь, заботу (финансовую, бытовую, физическую).


    Please publish modules in offcanvas position.