Вопрос 6. Социальная работа как профессиональный вид деятельности
1. Объект и субъект социальной работы |
2. Структура и уровни |
3. Содержание и функции социальной работы |
4. Функционально-ролевой репертуар социального работника |
1. Социальную работу характеризуют главным образом объектно- субъектные отношения.
Под объектом сошиыьной работы понимаются.
✓ в широкой трактовке — все люди;
✓ узкой — группы, слои населения, их отдельные представители, индивиды, находящиеся в сложной жизненной ситуации.
Классификация объектов социальной работы группы населения, которым не позволяет самостоятельно решать жизненные проблемы:
✓ состояние здоровья:
• инвалиды — взрослые и дети;
• лица, подвергшиеся радиационному воздействию:
• семьи, в которых имеются дети-инвалиды;
• взрослые и дети, имеющие психологические затруднения, испытывающие психологические стрессы, склонные к суицидальным попыткам;
✓ служба и труд в экстремальных социальных условиях:
• участники Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица, труженики тыла во время Великой Отечественной войны:
• вдовы и матери военнослужащих, погибших во время Великой Отечественной войны и в мирное время;
• бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей;
✓ пенсионный возраст:
• одинокие пожилые люди;
• семьи, состоящие из пенсионеров по возрасту, инвалидности и прочим основаниям:
✓ девиантное поведение в его различных формах и видах:
• дети и подростки девиантного поведения;
• испытывающие жестокое обращение и насилие:
• оказавшиеся в условиях, угрожающих здоровью и развитию:
• лица, вернувшиеся из мест лишения свободы, специальных учебно-воспитательных учреждений;
• семьи, в которых имеются лица, злоупотребляющие алкоголем, употребляющие наркотики;
✓ трудное, неблагополучное положение различных категорий семей:
• имеющие на попечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
• с низким уровнем доходов;
• многодетные;
• неполные;
• те, в которых родители не достигли совершеннолетия;
✓ особое положение детей (сиротство, бродяжничество и т. д.);
✓ бродяжничество, бездомность:
• лица без определенного места жительства;
• зарегистрирова.... ле беженцы;
• вынужде...... переселенцы;
✓ предродовое и послеродовое состояние-,
✓ правовое (и в связи с этим социальное) положение лиц, подвергшихся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированных. Субъект носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид, социальная группа), источник активности, направленный на объект.
Классификация субъектов соииальной работы:
✓ организации, учреждения, социальные институты общества:
• государство со своими структурами в виде законодательной, исполнительной и судебной властей разного уровня;
• различные государственные социальные службы (территориальные центры социальной помощи семье и детям: социально- реабилитационные центры для несовершеннолетних; центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей);
• администрации государственных предприятий, организаций, учреждений, вузов и их подразделений и т. д.;
✓ общественные, благотворительные и другие негосударственные организации и учреждения:
• профсоюзы:
• отделения Детского фонда:
• общества Красного Креста:
• частные социальные службы, организации и т. д.;
✓ люди, занимающиеся практической социальной работой профессионально или на общественных началах:
• организаторы-управленцы и исполнители;
• практические социальные работники, оказывающие непосредственную помощь, поддержку, обеспечивающие социальную защиту клиентов.
Социальные работники — это главный субъект социальной работы, поскольку они должны обладать определенными профессиональными и духовно-нравственными качествами.
Профессия социального работника известна всему цивилизованному миру. В России она появилась в результате земской реформы 1864 года, хотя и называлась по другому — земские уполномоченные. Данные лица в 1864—1917 гг. выполняли функции социальных работников по призрению'.
✓ слепых;
✓ бедных;
✓ безнадзорных детей:
✓ безродных и бездомных людей пожилого возраста.
В первое время, пока еще не было наработано достаточного опыта, успех этой деятельности зависел от уровня развития мастерства конкретного работника.
2. Структура социальной работы — это се компоненты, содержание
которых определяется необходимостью удовлетворения наиболее насущных интересов и потребностей объектов социальной работы.
Выделяют следующие аспекты социальной работы.
✓ решение повседневных и неотложных проблем, связанных с социальной защитой населения;
✓ предвидение и предотвращение острых социальных проблем в глобальном масштабе (безработица, нищета, различные социальные заболевания, наиболее острые формы девиантного поведения и т. д.)
путем обобщения практики работы, выявления основных тенденций, подачи предложений в органы государственной власти и местного самоуправления.
Основные направления (виды) социальной работы.
✓ социальный диагноз;
✓ социальная терапия;
✓ реабилитация;
✓ профилактика;
✓ контроль:
✓ страхование;
✓ обслуживание;
✓ посредничество;
✓ попечительство и др.
Уровни соиисиьной работы в зависимости от масштабности-.
✓ федеральный — его содержание определяется законодательной и социальной политикой государства, управлением социальной защитой населения в масштабе страны;
✓ субъектов РФ — его содержание определяется социальной спецификой субъекта РФ (например, субъект-донор, депрессивный регион);
✓ местный — характеризуется конкретной направленностью на конкретные объекты: работа осуществляется главным образом различного рода социальными службами, профессиональными социальными работниками и добровольцами:
✓ индивидуальный — работа с клиентом на основе его потребностей в социальной защите, применения индивидуальных техник и методик.
Уровни социальной работы в зависимости от конкретных объектов:
✓ отдельный индивид;
✓ семья;
✓ слой (группа);
✓ население в целом.
Существуют и другие классификации социальной работы. 3. Содержание социальной работы как специфического вида профессиональной деятельности.
✓ оказание государственного и негосударственного содействия человеку с целью обеспечения культурного, социального и материального уровня жизни;
✓ предоставление индивидуальной помощи человеку, семье или группе лиц.
Функция социальной работы понимается как роль, которую выполняют отдельные субъекты социальной системы в ее организации как целого; в осуществлении целей и интересов индивидов, социальных групп, слоев и классов. К функциям социальной работы относятся-.
✓ информационная сбор сведений об объекте, то. с чего социальный работник начинает свою деятельность, в частности, выясняются.
• пол;
• возраст;
• происхождение;
• состояние здоровья;
• условия жизни;
• способность самостоятельно обеспечивать себя всем необходимым для жизни;
• материальный достаток:
• семейное положение:
• соседское окружение:
• особенности психики, характера и т. д.:
✓ диагностическая — изучение социальным работником особенностей группы людей (или отдельного человека), степени влияния на них (или на него) микросреды и постановка социального диагноза:
✓ прогностическая-.
• программирование и прогнозирование развития событий, процессов влияния на объекты социальной работы всех социальных институтов общества:
• выработка определенной модели социального поведения этих объектов:
✓ предупредительно-профилактическая, или социально-терапевтичес- кая, — приведение в действие социально-правовых, юридических, психологических, социально-медицинских, педагогических и других механизмов предупреждения и преодоления негативных явлений:
✓ правозащитная — использование всего комплекса правовых возможностей в целях социальной защиты населения;
✓ социально-педагогическая — выявление потребностей людей в различных видах деятельности (культурно-досуговой, спортивно-оздоровительной, художественного творчества) и привлечение к работе с ними различных учреждений, обществ, творческих союзов и т. д.;
✓ социально-психологическая - различные виды консультирования по вопросам межличностных отношений и их коррекция, помощь в социальной адаптации личности и социальной реабилитации;
✓ социально-медицинская, в том числе:
• организация работы по профилактике заболеваний;
• трудотерапия:
• организация работы по подготовке молодежи к семейной жизни, планированию семьи:
• формирование ответственного отношения к репродуктивному и сексуальному поведению:
✓ социально-бытовая — содействие в оказании необходимой помощи различным категориям населения (инвалидам, людям пожилого возраста, молодым семьям и др.), в улучшении их жилищных условий, организации нормального быта:
✓ коммуникативная, включающая:
• установление контактов с нуждающимися в той или иной помощи и поддержке;
• организацию обмена информацией;
• разработку единой стратегии взаимодействия восприятия и понимания другого человека;
• содействие привлечению различных институтов общества в деятельность социальных служб;
✓ рекламно-пропагандистская организация рекламы социальных услуг, пропаганда идей социальной защиты человека;
✓ организационная содействие организации социальных служб по месту жительства; привлечение к их работе общественности.
4. Деятельность социального работника предусматривает широкий спектр
социальных услуг.
Осуществляя какую-либо услугу, социальный работник может одновременно исполнять одну или несколько ролей.
В соответствии с культурно-детерминированной моделью поведения ролевые репертуары зарубежных и отечественных социальных работников подразделяются на следующие группы':
✓ практические:
• учитель (преподаватель) социальных умений;
• консультант;
• агент по вопросам социальных изменений;
• аниматор;
• социальный менеджер — помощник клиента;
• уличный работник (социальная "скорая помощь);
✓ посреднические:
• брокер социальных услуг;
• управляющий делами клиента;
• защитник прав и интересов клиента;
✓ управленческие:
• руководитель рабочей нагрузки;
• лидер команды;
• руководитель персонала;
• администратор;
✓ исследовательские:
• эксперт;
• аналитик;
• исследователь;
✓ сервисные:
• преподаватель;
• руководитель полевой практики:
• супервизор.
В зарубежной литературе профессиональные роли социального работника рассматриваются более дифференцированно:
✓ "определитель клиента" — работник, который устанавливает людей, группы людей, испытывающих трудности (находящихся в кризисной ситуации) или находящихся в опасности быть подвергнутыми некоторому насилию (находящихся в состоянии риска). Его задача — определение факторов окружения, создающих проблемы;
✓ брокер — направляет людей в соответствующие службы, которые могут быть им полезны, с целью дать возможность людям использовать систему социальных служб и связать эти службы:
✓ посредник, "буфер" — находится между двумя людьми, человеком и группой или двумя группами, с тем чтобы помочь людям преодолеть разногласия и продуктивно работать вместе;
✓ "адвокат", защитник — борется за права и достоинство людей, нуждающихся в этой помощи. Его деятельность включает борьбу за обслуживание: помощь отдельным людям, группам, общностям; борьбу за изменение в законах или имеющейся практике с позиции целого класса людей:
✓ мобилизатор — собирает, приводит в движение, запускает, активизирует, организует действия уже существующих или новых групп для решения проблем. Мобилизация может выполняться и на индивидуальном уровне;
✓ корректор поведения работает над тем, чтобы внести изменения в поведенческие стереотипы, навыки и восприятия людей или групп;
✓ консультант — действует совместно с другими работниками с целью помочь им усовершенствовать их умения в решении проблем клиента;
✓ менеджер информации собирает, классифицирует и анализирует данные о социальной среде;
✓ администратор управляет учреждением, программой, проектом или социальной службой;
✓ практик обеспечивает конкретную помощь, заботу (финансовую, бытовую, физическую).