Вопрос 7. Социальная работа как наука
/. Предметная область теории социальной работы |
2. Понятийно-категориальный аппарат социальной работы |
3. Закономерности в социальной работе |
4. Научные принципы социальной работы |
Теория социальной работы как науки изучает закономерности и принципы зарождения и развития и регулирования конкретных социальных процессов и явлений.
Предмет исследования теории социа,1ьной работы как науки — многообразные возникающие в процессе жизнедеятельности людей социальные явления, связи и взаимовлияния, процессы разных уровней, способы и формы воздействия на них со стороны организаторов и специалистов социальной работы.
Основные компоненты этой системы — люди с их биосоциальной природой как носители разнообразных материальных, социальных и духовных потребностей и интересов: обладающие разным уровнем образования, культуры, жизненного опыта, разной психологией и разной степенью активности участия в социальных процессах.
Социальные отношения — это проявление в социальной деятельности и поведении человека его социальных качеств. Возникают между людьми как представителями социальных групп общества и отражают их социальное положение, образ жизни, а в конечном итоге — конкретные условия их жизнедеятельности.
Социальные отношения являются объективными факторами, образующими социальные связи, взаимодействия, взаимозависимости, воздействия людей друг на друга. Они формируются в социуме.
Социум — большая, устойчивая социальная общность, характеризующаяся единством условий жизнедеятельности людей в наиболее существенных отношениях; область социокультурных взаимодействий, взаимоотношений. К социальным связям относятся-.
✓ социальная помощь;
✓ социальная поддержка;
✓ социальная реабилитация;
✓ социальная коррекция;
✓ благотворительность и т. д.
2. Междисциплинарный характер социальной работы находит свое выражение в ее понятийно-категориальном аппарате — совокупности понятий, с помощью которых появляется возможность в обобщенной форме отразить и выразить явления, присущие социальной работе, а также связи между ними путем фиксации их существенных свойств и признаков.
Понятие это отражение в обобщенной форме явлений и событий действительности, связей между ними посредством фиксации их общих и специфических признаков и свойств; важнейшая логическая
форма, позволяющая выразить существенные, наиболее устойчивые и повторяющиеся связи между явлениями и процессами. Категории — это наиболее общие, фундаментальные для данной системы научных знаний понятия.
Структурные компоненты социальной работы как науки вносят определенный вклад в реализацию общих для научной теории функций:
✓ информационной теория социальной работы содержит сведения о реально происходящих социальных процессах:
✓ объяснительной наука призвана описывать процессы и явления;
✓ эвристической научная теория описывает действительность;
✓ практической она порождается потребностями практики, развивается на ее основе;
✓ прогностической научная теория выявляет тенденции, предсказывая направленность развития социальных процессов, объектов социальной работы и обеспечивая упреждающее воздействие на развитие социальных явлений и процессов.
3. Структурными компонентами научной теории являются ее закономерности. В социальной работе имеют место:
✓ управленческие отношения;
✓ отношения взаимодействия специалиста и клиента.
Среди различных видов управленческих отношений, влияющих на структуру социальной работы как науки, выделяют отношения-.
✓ субординации — связи между органами управления, между отдельными лицами при наличии у них служебных отношений подчиненности, при реализации общей цели управленческой деятельности;
✓ координации — связи между непосредственно не подчиненными друг другу участниками управленческого процесса с целью согласования своих действий входе осуществления индивидуальных и общих целей;
✓ корреляции (взаимодействия и взаимовлияния).
Существенные факторы, влияющие на эффективность достижения целей социальной работы на непосредственно контактном уровне, могут быть выражены следующими закономерностями-.
✓ общая заинтересованность социального работника и клиента в конечных результатах их взаимодействия;
✓ целостность воздействия специалиста социальной работы на клиента;
✓ соответствие полномочий и ответственности специалиста по социальной работе;
✓ соответствие общего уровня развития специалиста по социальной работе и клиента социальных служб и др.
4. Научные принципы — важнейший структурный компонент логических форм научной теории.
Сложность и многообразие взаимодействующих факторов социальной работы отражаются в системе принципов социальной работы как науки, которую составляют следующие группы.
✓ методологические;
✓ организационно-распределительные;
✓ психолого-педагогические;
✓ социально-политические. Методологические принципы включают:
✓ гносеологический подход;
✓ детерминизацию;
✓ отражение:
✓ развитие.
К организационно-распределительным принципам относятся:
✓ социально-технологическая компетентность кадров;
✓ стимулирование:
✓ контроль и проверка исполнения;
✓ функциональная определенность;
✓ единство правил и обязанностей.
Психолого-педагогические принципы обобщают требования к выбору технологических средств психолого-педагогического воздействия на клиентов социальных служб. В их число входят:
✓ комплексный и системный подход к анализу и оценке условий жизнедеятельности клиента и выбору форм и методов работы;
✓ индивидуальный подход к личности клиента социальных служб;
✓ целенаправленность и адресность социальной работы;
✓ такт и терпимость при общении с клиентами социальных служб и др. Социально-политические принципы требования, обусловле...................................................... ле зависимостью содержания и направленности социальной работы от социальной политики государства, которая определяет концептуальные подходы к выбору приоритетов в социальной защите населения, к сочетанию и сопряжению личных и государственных интересов в социальной работе. Основные из них:
✓ государственный подход к задачам, решаемым в социальной работе;
✓ гуманизм и демократизм содержания и методов социальной работы;
✓ учет конкретных условий жизнедеятельности личности, социальной группы при выборе содержания, форм и методов социальной работы;
✓ законность и справедливость действий социального работника.