Вопрос 8. Методы социальной работы
/. Понятие и классификация методов социальной работы |
2. Методы но направлениям и формам работы |
3. Методы по объектам социальной работыы |
4. 11етоды по субъектам социальной работы |
Научный метод — это способ рационального исследования и преобразования действительности и кратчайшего пути достижения цели. Методы социальной работы во многом обуславливаются спецификой объекта, на которую направлена деятельность социального работника, а также специализацией социального работника, структурой социальных и других служб. В связи с этим классификация методов социальной работы производится:
✓ по направлениям и формам социальной работы,
✓ ее объектам-,
✓ субъектам.
Задача социальной работы — сформировать в процессе развития и совершенствования методов новый стиль мышления граждан, иную философию и культуру поведения, социальную адаптированность в социуме. Развитие и совершенствование имеющихся форм, методов, способов и приемов деятельности направлено на использование специалистом для решения социальных проблем клиентов, стимулирование активизации их сил для изменения неблагоприятной жизненной ситуации.
2. Методы по направлениям и формам социальной работы подразделяются на следующие виды:
✓ организационные;
✓ социально-психологические',
✓ социально-педагогические-,
✓ социально-медицинские-,
✓ социально-экономические и др.
Организационные методы — это приемы и способы деятельности, используемые в области социальной работы для решения организационных задач. Закрепляют права, полномочия, обязанности, а также меру ответственности различных звеньев управления, органов социальной защиты, социальных служб за конечный результат. Их типы:
✓ организационно-распорядительные;
✓ организационно-координационные;
✓ организационно-инструктивные;
✓ организационно-технические и др. Социально-неихологические методы подразделяются на несколько групп:
✓ методы психологического исследования:
• наблюдение систематическое и целеустремленное восприятие психических явлений с целью изучения их смысла и специфических изменений в определенных условиях;
• эксперимент активное соучастие в социальной ситуации со стороны исследователя, регистрирующего сопутствующие изменения в поведении или состоянии изучаемого объекта;
✓ диагностические - выявление и изменение индивидуально- психологических особенностей личности;
✓ психогенетические - выявление происхождения индивидуальных психологических особенностей человека, роли генотипа и окружающей среды в их формировании. Наиболее известный и информативный из них — метод близнецов, позволяющий максимально уравнять воздействие среды на личность:
✓ лонгитюдные - длительное и систематическое изучение одних и тех же испытуемых, позволяющее определить диапазон возрастной и индивидуальной изменчивости фаз жизненного цикла личности;
✓ методы исследования жизненного пути — изучение индивидуального развития человека от рождения до смерти;
✓ психологической помощи - повышение психологической компетенции человека: выявление уже существующих или формирование новых ресурсов, позволяющих человеку решить стоящие перед ним задачи, преодолеть трудности и жизненные кризисы. Включают в себя методы:
• психологической коррекции (психотерапевтические) и реабилитации, цель которых — помочь человеку, имеющему нервно-
психические и психосоматические заболевания, острые или хронические психические травмы; • психогигиены и психопрофилактики — предоставление психологической помощи практически здоровому человеку с целью предотвращения психосоматических заболеваний;
✓ полифунщиональные методы — предполагают необходимость изменения содержания и форм работы в зависимости от целей и задач социальной работы.
Социально-экономические методы — совокупность приемов и способов, с помощью которых осуществляются действия, учитывающие социальные интересы и потребности людей; определяются пути неудовлетворения (натуральная и денежная помощь, установление льгот и единовременных пособий, патронажное и бытовое обслуживание, санкции и др.). Их цель — формирование оптимальных социальных нормативов; создание эффективной системы социальной защиты населения; повышение социальной мобильности, результативности работы государственной социальной службы. В социальной работе используются следующие экономические методы.
✓ статистические;
✓ математические;
✓ метод принятия оптимальных решений (анализ целенаправленных действий и объективная сравнительная оценка возможных результатов этих действий);
✓ балансовый;
✓ индексный;
✓ выборочный;
✓ технологический анализ рядов динамики и др.
Педагогические методы направлены на оказание социальной помощи человеку как отдельно взятому индивиду и как члену социума, в котором происходит процесс социализации и социальной ориентированности. Выделяют три их основные группы.
✓ методы формирования сознания личности (понятий, суждений, убеждений, оценок);
✓ организации познавательной, практической деятельности и поведения (поручения, задания, упражнения, создание специальных воспитывающих ситуаций);
✓ стимулирования деятельности и поведения индивида (оценка, поощрение, порицание и др.).
3. Методы по объектам социальной работы подразделяются на:
✓ индивидуальные (социальный работник — клиент);
✓ групповые (в группе семей и через семью);
✓ общинные (работа в микросоциальной среде).
Метод индивидуальной работы представляет собой непосредственную помощь субъекту путем личного взаимодействия в процессе его адаптации к новым условиям жизни.
В процессе работы этим методом социальный работник должен:
✓ установить первичную связь и определить потребности клиента в социальных услугах;
✓ изучить и уяснить проблему;
✓ мотивировать необходимость социальной помощи;
✓ концептуализировать проблему;
✓ определить и исследовать предполагаемое решение;
✓ выбрать стратегическое направление;
✓ реализовать решения проблемы и др.
Метод социальной работы с группой предполагает работу как в целом с группой клиентов (семьей), так и в группе — с каждым из ее членов отдельно.
Социальная работа ориентируется на социальную задачу и жизненную ситуацию и предполагает расширение социального пространства индивидуума, развитие его умения решать личные проблемы с помощью социальных связей.
Важное значение в социальной работе является обучение клиента выходу из состояния одиночества (самоизоляции от общества), которое само по себе является предпосылкой дтя возникновения социальных проблем, и привития ему навыков работы в группе и с группой (коллективом).
Теории, регулирующие методы соиисиьной работы с группой-.
✓ теория поля - рассматривает группу как некую общность индивидов, имеющих определенную цель и изменяющиеся в зависимости от обстоятельств внутригрупповые интересы;
✓ социального обмена - предлагает использовать некоторые идеи бихевиоризма в групповом контексте:
✓ социальных систем — предлагает изучать социальные системы в малых группах, поддерживать традиции внутри них и приспосабливать системы к своему окружению.
К групповым методам могут быть отнесены.
✓ совместная работа над определенными проблемами и задачами:
✓ диагностические и коррекционно-групповые процедуры, объекты которых — социально-психологические явления, влияющие на поведение и деятельность людей.
Методы, предполагающие не только исследование, диагностику или моделирование социально-психологических явлений, но и их оптимизацию, ул учшение, развитие-.
✓ групповая дискуссия, применяемая в практике руководства коллективами. Ее цель — дать возможность высказать свои позиции, быстрое и продуктивное решение групповой задачи; воздействие на мнения, позиции и установки участников дискуссии;
✓ деловая игра — воссоздание предметного и социального содержания проблемной ситуации и ее решения;
✓ модификация социального поведения — выработка новых жизненных навыков и привычек, позволяющих человеку адаптироваться к непривычному для него окружению (например, социальный работник учит клиента как знакомиться с новыми людьми, завязывать отношения, общаться с представителями органов власти и др.);
✓ социально-психологический тренинг активные методы групповой психологической работы с целью развития коммуникабельности. Социальная работа в общине представляет собой профессиональную помощь индивидуумам, группам, коллективам, проживающим на одной территории и имеющим общие проблемы. Например, общиной можно считать жителей одного села, одного квартала, компактно проживающих представителей другой национальности и др. Социальная община характеризуется:
✓ относительной устойчивостью;
✓ более или менее одинаковыми условиями и образом жизни;
✓ общностью массового сознания, социальных норм, ценностных систем и интересов.
4. Методы но субъектам социальной работы подразделяются на следующие виды:
✓ применяемые отдельным специалистом;
✓ коллективом социальной службы;
✓ органом управления социальной работы.