Социальная защита. Социальная работа: Конспект лекций - Якушев А.В. - Вопрос 8. Методы социальной работы

    Содержание материала

    Вопрос 8. Методы социальной работы

    /. Понятие и классификация методов социальной работы

    2. Методы но направлениям и формам работы

    3. Методы по объектам социальной работыы

    4. 11етоды по субъектам социальной работы


     Научный метод — это способ рационального исследования и преобразования действительности и кратчайшего пути достижения цели. Методы социальной работы во многом обуславливаются спецификой объекта, на которую направлена деятельность социального работника, а также специализацией социального работника, структурой социальных и других служб. В связи с этим классификация методов социальной работы производится:

    ✓  по направлениям и формам социальной работы,

    ✓  ее объектам-,

    ✓  субъектам.

    Задача социальной работы — сформировать в процессе развития и совершенствования методов новый стиль мышления граждан, иную философию и культуру поведения, социальную адаптированность в социуме. Развитие и совершенствование имеющихся форм, методов, способов и приемов деятельности направлено на использование специалистом для решения социальных проблем клиентов, стимулирование активизации их сил для изменения неблагоприятной жизненной ситуации.

    2. Методы по направлениям и формам социальной работы подразделяются на следующие виды:

    ✓  организационные;

    ✓  социально-психологические',

    ✓  социально-педагогические-,

    ✓  социально-медицинские-,

    ✓  социально-экономические и др.

    Организационные методы — это приемы и способы деятельности, используемые в области социальной работы для решения организационных задач. Закрепляют права, полномочия, обязанности, а также меру ответственности различных звеньев управления, органов социальной защиты, социальных служб за конечный результат. Их типы:

    ✓  организационно-распорядительные;

    ✓  организационно-координационные;

    ✓  организационно-инструктивные;

    ✓  организационно-технические и др. Социально-неихологические методы подразделяются на несколько групп:

    ✓  методы психологического исследования:

    •    наблюдение систематическое и целеустремленное восприятие психических явлений с целью изучения их смысла и специфических изменений в определенных условиях;

    •    эксперимент активное соучастие в социальной ситуации со стороны исследователя, регистрирующего сопутствующие изменения в поведении или состоянии изучаемого объекта;

    ✓  диагностические - выявление и изменение индивидуально- психологических особенностей личности;

    ✓  психогенетические - выявление происхождения индивидуальных психологических особенностей человека, роли генотипа и окружающей среды в их формировании. Наиболее известный и информативный из них — метод близнецов, позволяющий максимально уравнять воздействие среды на личность:

    ✓  лонгитюдные - длительное и систематическое изучение одних и тех же испытуемых, позволяющее определить диапазон возрастной и индивидуальной изменчивости фаз жизненного цикла личности;

    ✓  методы исследования жизненного пути — изучение индивидуального развития человека от рождения до смерти;

    ✓  психологической помощи - повышение психологической компетенции человека: выявление уже существующих или формирование новых ресурсов, позволяющих человеку решить стоящие перед ним задачи, преодолеть трудности и жизненные кризисы. Включают в себя методы:

    •    психологической коррекции (психотерапевтические) и реабилитации, цель которых — помочь человеку, имеющему нервно-

    психические и психосоматические заболевания, острые или хронические психические травмы; • психогигиены и психопрофилактики — предоставление психологической помощи практически здоровому человеку с целью предотвращения психосоматических заболеваний;

    ✓  полифунщиональные методы — предполагают необходимость изменения содержания и форм работы в зависимости от целей и задач социальной работы.

    Социально-экономические методы — совокупность приемов и способов, с помощью которых осуществляются действия, учитывающие социальные интересы и потребности людей; определяются пути неудовлетворения (натуральная и денежная помощь, установление льгот и единовременных пособий, патронажное и бытовое обслуживание, санкции и др.). Их цель — формирование оптимальных социальных нормативов; создание эффективной системы социальной защиты населения; повышение социальной мобильности, результативности работы государственной социальной службы. В социальной работе используются следующие экономические методы.

    ✓  статистические;

    ✓  математические;

    ✓  метод принятия оптимальных решений (анализ целенаправленных действий и объективная сравнительная оценка возможных результатов этих действий);

    ✓  балансовый;

    ✓  индексный;

    ✓  выборочный;

    ✓  технологический анализ рядов динамики и др.

    Педагогические методы направлены на оказание социальной помощи человеку как отдельно взятому индивиду и как члену социума, в котором происходит процесс социализации и социальной ориентированности. Выделяют три их основные группы.

    ✓  методы формирования сознания личности (понятий, суждений, убеждений, оценок);

    ✓  организации познавательной, практической деятельности и поведения (поручения, задания, упражнения, создание специальных воспитывающих ситуаций);

    ✓  стимулирования деятельности и поведения индивида (оценка, поощрение, порицание и др.).

    3. Методы по объектам социальной работы подразделяются на:

    ✓  индивидуальные (социальный работник — клиент);

    ✓  групповые (в группе семей и через семью);

    ✓  общинные (работа в микросоциальной среде).

    Метод индивидуальной работы представляет собой непосредственную помощь субъекту путем личного взаимодействия в процессе его адаптации к новым условиям жизни.

    В процессе работы этим методом социальный работник должен:

    ✓  установить первичную связь и определить потребности клиента в социальных услугах;

    ✓  изучить и уяснить проблему;

    ✓  мотивировать необходимость социальной помощи;

    ✓  концептуализировать проблему;

    ✓  определить и исследовать предполагаемое решение;

    ✓  выбрать стратегическое направление;

    ✓  реализовать решения проблемы и др.

    Метод социальной работы с группой предполагает работу как в целом с группой клиентов (семьей), так и в группе — с каждым из ее членов отдельно.

    Социальная работа ориентируется на социальную задачу и жизненную ситуацию и предполагает расширение социального пространства индивидуума, развитие его умения решать личные проблемы с помощью социальных связей.

    Важное значение в социальной работе является обучение клиента выходу из состояния одиночества (самоизоляции от общества), которое само по себе является предпосылкой дтя возникновения социальных проблем, и привития ему навыков работы в группе и с группой (коллективом).

    Теории, регулирующие методы соиисиьной работы с группой-.

    ✓  теория поля - рассматривает группу как некую общность индивидов, имеющих определенную цель и изменяющиеся в зависимости от обстоятельств внутригрупповые интересы;

    ✓  социального обмена - предлагает использовать некоторые идеи бихевиоризма в групповом контексте:

    ✓  социальных систем — предлагает изучать социальные системы в малых группах, поддерживать традиции внутри них и приспосабливать системы к своему окружению.

    К групповым методам могут быть отнесены.

    ✓  совместная работа над определенными проблемами и задачами:

    ✓  диагностические и коррекционно-групповые процедуры, объекты которых — социально-психологические явления, влияющие на поведение и деятельность людей.

    Методы, предполагающие не только исследование, диагностику или моделирование социально-психологических явлений, но и их оптимизацию, ул учшение, развитие-.

    ✓  групповая дискуссия, применяемая в практике руководства коллективами. Ее цель — дать возможность высказать свои позиции, быстрое и продуктивное решение групповой задачи; воздействие на мнения, позиции и установки участников дискуссии;

    ✓  деловая игра — воссоздание предметного и социального содержания проблемной ситуации и ее решения;

    ✓  модификация социального поведения — выработка новых жизненных навыков и привычек, позволяющих человеку адаптироваться к непривычному для него окружению (например, социальный работник учит клиента как знакомиться с новыми людьми, завязывать отношения, общаться с представителями органов власти и др.);

    ✓  социально-психологический тренинг активные методы групповой психологической работы с целью развития коммуникабельности. Социальная работа в общине представляет собой профессиональную помощь индивидуумам, группам, коллективам, проживающим на одной территории и имеющим общие проблемы. Например, общиной можно считать жителей одного села, одного квартала, компактно проживающих представителей другой национальности и др. Социальная община характеризуется:

    ✓  относительной устойчивостью;

    ✓  более или менее одинаковыми условиями и образом жизни;

    ✓  общностью массового сознания, социальных норм, ценностных систем и интересов.

    4. Методы но субъектам социальной работы подразделяются на следующие виды:

    ✓  применяемые отдельным специалистом;

    ✓  коллективом социальной службы;

    ✓  органом управления социальной работы.


    Please publish modules in offcanvas position.