Социальная защита. Социальная работа: Конспект лекций - Якушев А.В. - Вопрос 9. Модели социальной работы

    Содержание материала

    Вопрос 9. Модели социальной работы

    1. классификация моделейсоциальной  работы

    2. Психолого-ориентированные модели

    3. Социолого-ориентированные модели

    4. Комплексно-ориентированные модели


    1. Основные модели теоретического обоснования практики социшьной работы отражают ее эволюцию, изменения в самом содержании и формах социальной работы.

    Каждая модель содержит некоторые теоретические положения, а также предполагает вполне определенное содержание социальной работы, методы и формы содействия нуждающимся, профилактику кризисов, возникающих у клиентов.

    Анализ литературы дает возможность свести эти модели к трем группам:

    ✓  психолого-ориентированные — связаны с возможностью социальной работы оптимизировать собственные усилия клиента по изменению ситуации, возникшей на личностном уровне (например, выйти из депрессии, взять свою судьбу в собственные руки);

    ✓  соииолого-ориентированные — связаны с возможностями социальной работы помочь клиенту наладить новые социальные связи:

    ✓  комплексно-ориентированные — позволяют подходить к решению социальных проблем многосторонне.

    Несмотря на различия в моделях социальной работы, в них существуют общие тенденции, характеризующие процессы оказания социальной помощи на современном этапе: направленность на активизацию позиции клиента в процессе принятия помощи через повышение его самостоятельности, его способности контролировать свою жизнь и свои проблемы.

    2. Психолого-ориентированные модели подразде.1яются на следующие:

    ✓  психодинамическая — связана с психоанализом. По мнению психоаналитиков, пациент должен признать, что источник проблем находится в нем самом и что его трудности проистекают из конфликта между его собственными желаниями и страхом либо между несовместимыми желаниями. В этой модели заюжены пришиты индивидусиьной социальной работы:

    •     индивидуализация клиента;

    •     оценка возникшей проблемы, ее диагностика;

    •     использование терапевтических технологий помощи;

    ✓  ролево-коммуникативная — учит клиента общаться и выполнять различные социальные роли:

    ✓  гуманистическая — определяется принципами гуманистической психологии (В. Франкл, К. Роджерс, А. Маслоу). Проявляется в стремлении социальных работников помочь клиентам на основе самопознания и самоактуализации. Ведущая технология — "активное слушание" (эмпатия (позитивное сопереживание), партнерский стиль отношений, предоставление клиенту возможности высказаться и самому в процессе беседы понять свои проблемы и найти пути их решения). Эффективность модели связана во многом с личностными чертами самого социального работника (искреннее сочувствие, умение выстроить собственную технологию). В современных условиях приобретает все большее влияние:

    ✓  кризис-интервентная (или модель кризисного вмешательства) — оказание экстренной помощи человеку, находящемуся в измененном эмоциональном состоянии (например, в состоянии аффекта); предполагает умение социального работника оказать психологическое влияние на клиента.

    3.  Социологе-ориентированные модели (теории) подразделяются на следующие.

    ✓  функционализм — предполагает выявление структур, элементов, социального взаимодействия. Социальная работа рассматривается как стабилизирующая функция;

    ✓  социально-экологическая теория (или теория экологических систем) — рассматривает людей как системно организованных субъектов жизнедеятельности, которые постоянно приспосабливаются к многообразию условий бытия, как удовлетворительным, так и неудовлетворительным. Социальные проблемы (бедность, дискриминация, загрязнение природы) усложняют условия бытия, сокращают возможность взаимной адаптации. Социальный работник должен воздействовать не только на клиента, но и на среду его обитания, целью чего является усиление адаптивных способностей человека, влияние на его среду обитания и окружение таким образом, чтобы сделать компромиссы между ним и средой обитания более адаптивными;

    ✓  социально-радикальная теория — проявляется как модель защиты и развития самосознания представителей различных дискриминируемых социальных групп (бедных в нескольких поколениях, иммигрантов, нацменьшинств и др.) Технология защиты и "наделения полномочиями" направлена на развитие социальных способностей клиентов

    различных групп угнете........ лх, отвергнутых, причем упор делается

    на учет их влияния во властных структурах, классовой принадлежности.

    4.  Комплексно-ориентированные модели подразделяются на следующие.

    ✓  когнитивная, или познавательная, теория — занимается человеческим мышлением: его влиянием на поведение человека, решение индивидуальных и социальных проблем средствами самоанализа, личностного роста и т. п. Ориентируется, в первую очередь, на изменение индивидом себя, адаптацию к среде, а также воздействие на окружение:

    ✓  социально-педагогическая — имеет своей целью научить преодолевать трудности и т. п.:

    ✓  витально-ориентированная — основана на концепции "жизненных сил", понимаемых как физическая и психическая способность человека к выживанию. Социальная работа понимается как содействие формированию, реабилитации жизненных сил:

    ✓  социально-психологическая (или ролевая) — построена на интеграции психологического и социологического знания, на понимании роли личности. Согласно этой модели человек строит свое поведение, общение в соответствии с моделями, воспринятыми им в процессе жизни (от родителей, начальников и др.) Социальный работник в этой связи должен отчетливо знать и различать: установку и практику всех стилей общения данной личности: методы освоения известных образ

    цов поведения людей; причины возникновения конфликтов и способы их разрешения. Варианты технологии-.

    •     новые психологические образцы;

    •       перемена ролей;

    •     групповая терапия.


    Please publish modules in offcanvas position.