Вопрос 9. Модели социальной работы
1. классификация моделейсоциальной работы |
2. Психолого-ориентированные модели |
3. Социолого-ориентированные модели |
4. Комплексно-ориентированные модели |
1. Основные модели теоретического обоснования практики социшьной работы отражают ее эволюцию, изменения в самом содержании и формах социальной работы.
Каждая модель содержит некоторые теоретические положения, а также предполагает вполне определенное содержание социальной работы, методы и формы содействия нуждающимся, профилактику кризисов, возникающих у клиентов.
Анализ литературы дает возможность свести эти модели к трем группам:
✓ психолого-ориентированные — связаны с возможностью социальной работы оптимизировать собственные усилия клиента по изменению ситуации, возникшей на личностном уровне (например, выйти из депрессии, взять свою судьбу в собственные руки);
✓ соииолого-ориентированные — связаны с возможностями социальной работы помочь клиенту наладить новые социальные связи:
✓ комплексно-ориентированные — позволяют подходить к решению социальных проблем многосторонне.
Несмотря на различия в моделях социальной работы, в них существуют общие тенденции, характеризующие процессы оказания социальной помощи на современном этапе: направленность на активизацию позиции клиента в процессе принятия помощи через повышение его самостоятельности, его способности контролировать свою жизнь и свои проблемы.
2. Психолого-ориентированные модели подразде.1яются на следующие:
✓ психодинамическая — связана с психоанализом. По мнению психоаналитиков, пациент должен признать, что источник проблем находится в нем самом и что его трудности проистекают из конфликта между его собственными желаниями и страхом либо между несовместимыми желаниями. В этой модели заюжены пришиты индивидусиьной социальной работы:
• индивидуализация клиента;
• оценка возникшей проблемы, ее диагностика;
• использование терапевтических технологий помощи;
✓ ролево-коммуникативная — учит клиента общаться и выполнять различные социальные роли:
✓ гуманистическая — определяется принципами гуманистической психологии (В. Франкл, К. Роджерс, А. Маслоу). Проявляется в стремлении социальных работников помочь клиентам на основе самопознания и самоактуализации. Ведущая технология — "активное слушание" (эмпатия (позитивное сопереживание), партнерский стиль отношений, предоставление клиенту возможности высказаться и самому в процессе беседы понять свои проблемы и найти пути их решения). Эффективность модели связана во многом с личностными чертами самого социального работника (искреннее сочувствие, умение выстроить собственную технологию). В современных условиях приобретает все большее влияние:
✓ кризис-интервентная (или модель кризисного вмешательства) — оказание экстренной помощи человеку, находящемуся в измененном эмоциональном состоянии (например, в состоянии аффекта); предполагает умение социального работника оказать психологическое влияние на клиента.
3. Социологе-ориентированные модели (теории) подразделяются на следующие.
✓ функционализм — предполагает выявление структур, элементов, социального взаимодействия. Социальная работа рассматривается как стабилизирующая функция;
✓ социально-экологическая теория (или теория экологических систем) — рассматривает людей как системно организованных субъектов жизнедеятельности, которые постоянно приспосабливаются к многообразию условий бытия, как удовлетворительным, так и неудовлетворительным. Социальные проблемы (бедность, дискриминация, загрязнение природы) усложняют условия бытия, сокращают возможность взаимной адаптации. Социальный работник должен воздействовать не только на клиента, но и на среду его обитания, целью чего является усиление адаптивных способностей человека, влияние на его среду обитания и окружение таким образом, чтобы сделать компромиссы между ним и средой обитания более адаптивными;
✓ социально-радикальная теория — проявляется как модель защиты и развития самосознания представителей различных дискриминируемых социальных групп (бедных в нескольких поколениях, иммигрантов, нацменьшинств и др.) Технология защиты и "наделения полномочиями" направлена на развитие социальных способностей клиентов
различных групп угнете........ лх, отвергнутых, причем упор делается
на учет их влияния во властных структурах, классовой принадлежности.
4. Комплексно-ориентированные модели подразделяются на следующие.
✓ когнитивная, или познавательная, теория — занимается человеческим мышлением: его влиянием на поведение человека, решение индивидуальных и социальных проблем средствами самоанализа, личностного роста и т. п. Ориентируется, в первую очередь, на изменение индивидом себя, адаптацию к среде, а также воздействие на окружение:
✓ социально-педагогическая — имеет своей целью научить преодолевать трудности и т. п.:
✓ витально-ориентированная — основана на концепции "жизненных сил", понимаемых как физическая и психическая способность человека к выживанию. Социальная работа понимается как содействие формированию, реабилитации жизненных сил:
✓ социально-психологическая (или ролевая) — построена на интеграции психологического и социологического знания, на понимании роли личности. Согласно этой модели человек строит свое поведение, общение в соответствии с моделями, воспринятыми им в процессе жизни (от родителей, начальников и др.) Социальный работник в этой связи должен отчетливо знать и различать: установку и практику всех стилей общения данной личности: методы освоения известных образ
цов поведения людей; причины возникновения конфликтов и способы их разрешения. Варианты технологии-.
• новые психологические образцы;
• перемена ролей;
• групповая терапия.