Социальная защита. Социальная работа: Конспект лекций - Якушев А.В. - Вопрос 10. Социальная работа как учебная дисциплина

    Содержание материала

    Вопрос 10. Социальная работа как учебная дисциплина

    1. Понятие и характеристика теории социальной работы как учебной дисциплины

    2. Требования к специалисту социальной работы

    3. Социальное образование


    1.   Учебная дисциплина это система первичных знаний, которая преподается студентам для ознакомления с основами науки.

    Основные задачи теории социальной работы:

    ✓  как науки — познание той области предметного пространства, которая не исследована или исследована недостаточно;

    ✓  как учебной дисциплины донести полученные наукой знания до обучаемых в наиболее приемлемой и доступной форме.

    Пути совершенствования и развития теории соиисиьной работы как учебной дисциплины-.

    ✓  укреплять ее связь с жизнью, практикой социальной работы;

    ✓  повышать теоретический и научный уровень содержания курса;

    ✓  улучшать его структуру, внутреннюю логику и методику проведения занятий;

    ✓  постоянно актуализировать курс, наполнять его современной информацией (о последних изменениях в законодательстве, инициативах правительства в социальной сфере и др.).

    2.  Под целевой установкой учебного курса понимаются научно обоснованные предполагаемые результаты учебно-воспитательного процесса по данной учебной дисциплине. Современный специалист социальной работы высокого класса — это профессионал:

    ✓  хорошо знающий законодательство, особенно — в области прав человека и социального обслуживания;

    ✓  понимающий структуру современного общества;

    ✓  эрудированный, следящий за событиями в стране;

    ✓  имеющий опыт разрешения конкретных социальных проблем;

    ✓  сопереживающий людям.

    Как специалист в области социальных отношений социальный работник должен знать:

    ✓  теоретические и методологические основы социального управления;

    ✓  специфику организации социальной работы с различными категориями населения, сс историю;

    ✓  отечественные традиции и мировой опыт организации социальной

    защиты населения.

    Выпускник института по специальности "социсиьная работа" должен:

    ✓  знать теоретические и методологические основы социальной работы, ее исторические корни и традиции, отечественный и зарубежный опыт организации социальной помощи населению;

    ✓  иметь навыки социально-психологического и ситуационного анализа и организационного диагноза условий жизнедеятельности различных групп населения;

    ✓  уметь проводить конкретные социологические исследования: прогнозировать развитие социальных процессов и учитывать их результаты в организации социальной работы, в выборе средств и способов воздействия на развитие социальных процессов;

    ✓  обладать организаторскими способностями, высокой общей культурой, педагогическими склонностями, наблюдательностью, вниманием, милосердием, высокими нравственными качествами; быть радушным и общительным;

    ✓  иметь высокую юридическую подготовленность, медико-психологическую компетентность.

    Профессионально-личностное становление и развитие специалиста по социальной работе предусматривает:

    ✓  получение профильного образования;

    ✓  формирование профессиона. i ьного:

    •     призвания:

    •     мастерства:

    ✓  развитие духовно-нравственных качеств, навыков саморегуляции и самосовершенствования.

    Кроме теоретических знаний, социальная работа требует:

    ✓  глубокой психологической подготовки, выражающейся в наличии навыков в области:

    •     социально-психологического и ситуационного анализа;

    •     социально-организационной диагностики условия жизнедеятельности различных групп населения;

    •     проведения конкретно-социологических исследований;

    •     прогнозирования и выявления тенденций развития соцпроцессов:

    ✓  умения слушать, но при этом избегать "контакта-залипания" (т.е. ситуации когда клиент начинает бесконечно говорить и говорить, не слушая социального работника, а последний не умеет тактично поправить собеседника, перевести разговор в конструктивное русло);

    ✓  умения сопереживать людям.

    3. Центральным понятием в системе профессиональной социальной работы является понятие "социальное образование", которое включает множество взаимосвязанных компонентов, представляющих собой социальное образование как:

    ✓  ценность;

    ✓  систему;

    ✓  процесс;

    ✓  деятельность;

    ✓  результат.

    Социальное образование играет большую роль в становлении новой ценности государства, новой ценности гражданского общества, новой личности профессионала.

    Подготовка специалистов по социальной работе нуждается в корректировке, прежде всего в области технологии обучения будущих социальных работников.

    Современные условия диктуют необходимость переподготовки специалистов социальных служб:

    ✓  функционирующие социальные службы на 80% укомплектованы специалистами, не имеющими профильного образования;

    ✓  стационарные факультеты и отделения высших учебных заведений не в состоянии удовлетворить потребности служб в специалистах;

    ✓  сложившаяся ситуация на рынке труда диктует необходимость привлечения в систему социальной защиты, в том числе социального обслуживания, безработных специалистов, что, естественно, предполагает их переподготовку по направлению "социальная работа".

    Социальные службы и органы социальной защиты активно занимаются повышением квалификации уже имеющихся социальных работников, развитием у них мотивации к повышению профессионализма.


    Please publish modules in offcanvas position.