Вопрос 10. Социальная работа как учебная дисциплина
1. Понятие и характеристика теории социальной работы как учебной дисциплины |
2. Требования к специалисту социальной работы |
3. Социальное образование |
1. Учебная дисциплина это система первичных знаний, которая преподается студентам для ознакомления с основами науки.
Основные задачи теории социальной работы:
✓ как науки — познание той области предметного пространства, которая не исследована или исследована недостаточно;
✓ как учебной дисциплины донести полученные наукой знания до обучаемых в наиболее приемлемой и доступной форме.
Пути совершенствования и развития теории соиисиьной работы как учебной дисциплины-.
✓ укреплять ее связь с жизнью, практикой социальной работы;
✓ повышать теоретический и научный уровень содержания курса;
✓ улучшать его структуру, внутреннюю логику и методику проведения занятий;
✓ постоянно актуализировать курс, наполнять его современной информацией (о последних изменениях в законодательстве, инициативах правительства в социальной сфере и др.).
2. Под целевой установкой учебного курса понимаются научно обоснованные предполагаемые результаты учебно-воспитательного процесса по данной учебной дисциплине. Современный специалист социальной работы высокого класса — это профессионал:
✓ хорошо знающий законодательство, особенно — в области прав человека и социального обслуживания;
✓ понимающий структуру современного общества;
✓ эрудированный, следящий за событиями в стране;
✓ имеющий опыт разрешения конкретных социальных проблем;
✓ сопереживающий людям.
Как специалист в области социальных отношений социальный работник должен знать:
✓ теоретические и методологические основы социального управления;
✓ специфику организации социальной работы с различными категориями населения, сс историю;
✓ отечественные традиции и мировой опыт организации социальной
защиты населения.
Выпускник института по специальности "социсиьная работа" должен:
✓ знать теоретические и методологические основы социальной работы, ее исторические корни и традиции, отечественный и зарубежный опыт организации социальной помощи населению;
✓ иметь навыки социально-психологического и ситуационного анализа и организационного диагноза условий жизнедеятельности различных групп населения;
✓ уметь проводить конкретные социологические исследования: прогнозировать развитие социальных процессов и учитывать их результаты в организации социальной работы, в выборе средств и способов воздействия на развитие социальных процессов;
✓ обладать организаторскими способностями, высокой общей культурой, педагогическими склонностями, наблюдательностью, вниманием, милосердием, высокими нравственными качествами; быть радушным и общительным;
✓ иметь высокую юридическую подготовленность, медико-психологическую компетентность.
Профессионально-личностное становление и развитие специалиста по социальной работе предусматривает:
✓ получение профильного образования;
✓ формирование профессиона. i ьного:
• призвания:
• мастерства:
✓ развитие духовно-нравственных качеств, навыков саморегуляции и самосовершенствования.
Кроме теоретических знаний, социальная работа требует:
✓ глубокой психологической подготовки, выражающейся в наличии навыков в области:
• социально-психологического и ситуационного анализа;
• социально-организационной диагностики условия жизнедеятельности различных групп населения;
• проведения конкретно-социологических исследований;
• прогнозирования и выявления тенденций развития соцпроцессов:
✓ умения слушать, но при этом избегать "контакта-залипания" (т.е. ситуации когда клиент начинает бесконечно говорить и говорить, не слушая социального работника, а последний не умеет тактично поправить собеседника, перевести разговор в конструктивное русло);
✓ умения сопереживать людям.
3. Центральным понятием в системе профессиональной социальной работы является понятие "социальное образование", которое включает множество взаимосвязанных компонентов, представляющих собой социальное образование как:
✓ ценность;
✓ систему;
✓ процесс;
✓ деятельность;
✓ результат.
Социальное образование играет большую роль в становлении новой ценности государства, новой ценности гражданского общества, новой личности профессионала.
Подготовка специалистов по социальной работе нуждается в корректировке, прежде всего в области технологии обучения будущих социальных работников.
Современные условия диктуют необходимость переподготовки специалистов социальных служб:
✓ функционирующие социальные службы на 80% укомплектованы специалистами, не имеющими профильного образования;
✓ стационарные факультеты и отделения высших учебных заведений не в состоянии удовлетворить потребности служб в специалистах;
✓ сложившаяся ситуация на рынке труда диктует необходимость привлечения в систему социальной защиты, в том числе социального обслуживания, безработных специалистов, что, естественно, предполагает их переподготовку по направлению "социальная работа".
Социальные службы и органы социальной защиты активно занимаются повышением квалификации уже имеющихся социальных работников, развитием у них мотивации к повышению профессионализма.