Известно, что в структуре учебного плана студента значительную часть времени занимает самостоятельная подготовка по всем изучаемым дисциплинам. Таким образом, предполагается, что, кроме аудиторных занятий (лекций и практических занятий), студент должен тратить время на самостоятельную подготовку к занятиям. Для этого в учебно-методических комплексах по дисциплинам предусмотрены задания для самостоятельной работы, вопросы для самоподготовки, темы рефератов, тесты и т. д. В последние годы участились жалобы студентов и преподавателей на неравномерность распределения времени, отведенного для самостоятельной работы по разным учебным дисциплинам.
Имеются случаи, когда чрезмерно объемные задания по одним предметам приводят к тому, что студенты не могут физически приготовиться к другим учебным дисциплинам. В связи с этим деканатом экономического факультета принято решение о проведении социологического исследования по изучению данной проблемы.
Самостоятельная работа студента – это планируемая учебная и научная работа, выполняемая по заданию преподавателя, под его методическим и научным руководством. Она является неотъемлемой составляющей образовательного процесса в любом высшем учебном заведении. По мнению специалистов, самостоятельная работа – это активные формы и методы обучения, это интеграция учебно-воспитательной и научно-практической работы, это сотрудничество студента с преподавателем. Она может быть как аудиторной, так и внеаудиторной и включает в себя следующие виды работ:
✓ подготовку к аудиторным занятиям и выполнение соответствующих заданий;
✓ работу над отдельными темами учебных дисциплин;
✓ прохождение практик и выполнение предусмотренных ими заданий;
✓ выполнение курсовых работ и контрольных;
✓ подготовку ко всем видам контрольных испытаний;
✓ подготовку к итоговой аттестации и выполнение квалификационной выпускной работы;
✓ участие в научной и научно-методической работе, в научных и научно-практических конференциях и семинарах.
Цель организации самостоятельной работы заключается в том, чтобы научить студентов учиться и тем самым содействовать повышению качества образования, развитию творческой активности студентов.
Для успешного достижения поставленной цели необходимы планирование и контроль со стороны учебно-методических структур вуза, преподавателей, нормативное определение объема и содержания самостоятельной работы по каждой дисциплине учебного плана. На время ведения учебного процесса преподаватель превращается в менеджера. В его распоряжении инструменты менеджмента и прежде всего: определение целей и планирование их достижения, организация деятельности, мотивация, контроль, оценка результатов и координация действий, коммуникация и принятие решений. Цели должны быть реальными, достижимыми и доведены до студентов в ясной и четкой форме. Следует отметить, что успешной организации самостоятельной работы студентов необходимы определенные условия: как объективные, включающие материально-техническое, учебно-методическое, информационное и кадровое обеспечение, так и субъективные, зависящие от субъектов учебного процесса.
Материально-техническое обеспечение самостоятельной работы студентов предполагает:
✓наличие необходимого аудиторного фонда, в том числе лабораторий и практикумов, лингафонных кабинетов, читальных залов, методических кабинетов;
✓высокий уровень оснащенности учебных аудиторий и кабинетов, обеспечивающий применение новых образовательных технологий в учебном процессе; наличие в учебных и научных лабораториях необходимых приборов и оборудования;
✓достаточное количество рабочих мест, оснащенных компьютерами, наличие программного обеспечения, выхода в Интернет;
✓обеспечение студентов в необходимом для индивидуальной самостоятельной учебной работы количестве инструктивной и нормативной документацией.
Учебно-методическое и информационное обеспечение как важнейшее условие успешной самостоятельной работы студентов включает:
✓ необходимое количество учебной литературы: учебники, учебные и наглядные пособия, тексты лекций на бумажных и электронных носителях и пр.;
✓ наличие учебно-методической документации по организации и планированию различных видов самостоятельной работы студентов;
✓ наличие достаточного количества вариантов заданий и методических рекомендаций по их выполнению для организации индивидуальной самостоятельной работы;
✓ наличие научных и научно-популярных периодических изданий в достаточном количестве;
✓ уровень кадрового обеспечения должен быть не ниже требуемого при аккредитации вузов соответствующего профиля.
Для успешной организации самостоятельной работы студентов необходимо организовать четкий контроль и оценку со стороны преподавателя. Обязательным условием организации самостоятельной работы является отчетность студентов перед преподавателем о ее результатах. Формы контроля могут быть самые разные – устные или письменные, индивидуальные или в группе, выборочные или сплошные и отвечать ряду требований:
✓максимальная индивидуализация и систематичность его проведения;
✓разумное сочетание форм и методов контроля;
✓системность заданий и наличие необходимого информационного и методического обеспечения;
✓наличие понятных и доступных критериев оценки результатов самостоятельной учебной работы.
Систематическое отставание и низкие оценки результатов самостоятельной работы отдельных студентов требуют особого внимания со стороны преподавателя. В то же время отставание в выполнении самостоятельных заданий большей частью группы свидетельствует о просчетах при планировании самостоятельной работы и должно стать основанием для внесения изменений в ее организацию.
Для изучения состояния дел с организацией самостоятельной работы на экономическом факультете было выяснено, сколько времени в среднем студенты тратят на выполнение домашних заданий, подготовку рефератов, написание курсовых работ. Результаты показали, что в среднем в будни студенты тратят 2,3 часа на самостоятельную работу, а в выходные в среднем 3,3 часа.
Анализ показал, что чем старше студенты, тем меньше времени они тратят на самостоятельную работу как в будние дни, так и в выходные. Студенты, проживающие в общежитии, занимаются чуть больше, чем проживающие в других местах. В ходе исследования были выявлены различия в продолжительности самостоятельной подготовки студентов разных специальностей и разных курсов.
В разрезе специальностей получились следующие данные: больше всего времени заняты самостоятельной работой студенты специальности «Налоги и налогообложение» (в будни – 2,6 часа, в выходные – 4,1 часа), меньше всего – студенты специальности «Маркетинг». Интересно, что, независимо от того, подрабатывает студент или нет, времени на самостоятельную работу все тратят примерно одинаково.
В данном исследовании были выявлены дисциплины, самостоятельная подготовка по которым по времени была наиболее длительной. На первом курсе самыми трудоемкими, с точки зрения самостоятельной работы, являются следующие:
✓ экономическая география (84 % из числа ответивших студентов назвали данную дисциплину);
✓ высшая математика (24 % из числа ответивших);
✓ политология (21 % из числа ответивших).
На втором курсе в число таких дисциплин попали следующие дисциплины:
✓философия (83 % из числа ответивших); ✓ТВ и МС (46 % из числа ответивших).
На третьем курсе наиболее трудоемкими оказались следующие учебные дисциплины:
✓ финансы и кредит (48 % из числа ответивших);
✓ экономика природопользования (44 % из числа ответивших);
✓ бухгалтерский учет (30 % из числа ответивших);
На четвертом курсе наиболее трудоемкими оказались следующие учебные дисциплины:
✓ бюджетные системы РФ (31 % из числа ответивших);
✓ управление качеством (19 % из числа ответивших).
Таким образом, получается, что если студент отзанимался четыре пары в университете, да примерно два-три часа у него уходит на подготовку к занятиям, то в такие дни продолжительность его рабочего дня составляет примерно 9 – 10 часов. Скорее всего, такая ситуация не совсем правильная.
Чем старше студенты, тем в большей степени они ощущают недостаток времени на самостоятельную подготовку.
В связи с этим следует заметить, что гипотеза о том, что старшекурсники уже работают и времени на подготовку остается меньше, не подтвердилась. Результаты свидетельствуют о том, что подработки имеют студенты всех курсов. На втором курсе подрабатывают 26 % студентов, на третьем – 32 %, на четвертом курсе – 39 %, на пятом курсе – 32 % студентов.
Студенты, проживающие в отдельной квартире или снимающие жилье, больше испытывают недостаток времени на подготовку. Анализ мнений студентов, обучающихся на разных специальностях, показал, что больше всего испытывают недостаток времени на подготовку студенты специальности «Экономика и управление на предприятии» (далее «ЭиУП»), меньше всего – студенты специальности «Маркетинг» (они же и времени на самостоятельную подготовку тратят меньше, чем студенты других специальностей).
Как уже было сказано выше, для того, чтобы эффективно организовать самостоятельную работу, необходимо создать условия для ее выполнения. Результаты данного исследования свидетельствуют о том, что среди трудностей, которые студенты испытывают при подготовке к занятиям, наиболее значимыми оказались «большой объем информации» и «недостаток времени». Это первая группа трудностей. Вполне возможно, что эти трудности связаны с организационными проблемами как самих студентов, так и преподавателей, отвечающих за организацию самостоятельной работы студентов по своей дисциплине.
Вторая, очень значимая группа трудностей, включает в себя следующие причины, мешающие студентам при самостоятельной работе:
✓ неясность формулировок заданий;
✓ отсутствие методических рекомендаций по выполнению;
✓ высокие требования преподавателя.
Скорее всего, трудности данной группы связаны с методическим обеспечением организации самостоятельной работы.