В настоящее время отчетливо наметилась тенденция использовать тесты не только в контролирующей, но и в обучающей функции, в процессе овладения обучающимися языковым материалом, отдельными умениями и навыками. В зависимости от предписываемой им функции к тестам предъявляются различные требования, и составляются они по-разному, хотя внешне очень схожи. Само собой разумеется, что указанное противопоставление носит условный характер, поскольку почти всякий контроль обучает, а любое упражнение предполагает контроль его выполнения.
В данном случае тесты, как и другие упражнения, различаются по их доминирующей цели. К контрольным относятся те, основной целью которых является установить факт знания/незнания или владения/невладения обучающимся тем или иным материалом, умением, деятельностью и соответственно оценить его. Целью обучающих тестов, по мнению Н.В. Ялаевой, является обеспечение усвоения, овладения студентом тем или иным материалом, навыком, умением, деятельностью, а контроль их выполнения выступает для преподавателя как средство управления этим процессом. К тестам, выполняющим контролирующую функцию, относятся два основных вида: тесты, проверяющие наличие у учащихся определенного уровня коммуникативной компетенции, и тесты, проверяющие овладение учащимися конкретным языковым материалом и отдельными речевыми умениями за определенный период обучения.
Тестирование не ограничивается определением тех или иных показателей и характеристик. Оно предусматривает и корригирующее обучение, направленное на преодоление выявленного отставания и искоренение замеченных пробелов. Поэтому важно не то, сколько баллов получил испытуемый по тесту, а то, какие темы курса требуют дополнительного интенсивного изучения, что нуждается в повторении.
Как отмечает Н.А. Сеногноева, задания обучающего теста состоят из набора вопросов, к каждому из которых предлагается несколько ответов. В результате выполнения такого задания обучающийся сам создает алгоритмическое предписание, направленное на решение данной задачи.
Закрепление за тестами обучающей функции представляется, на наш взгляд, оправданным и перспективным по следующим причинам. Характер тестовых заданий и их организация соответствуют назначению упражнений. Выбор ответа из ряда предложенных, объединение языковых единиц по какому-либо признаку, определение факта наличия или отсутствия какого-либо признака у языковых единиц, восстановление целого из его частей – это виды работы, в основе которых лежат аналитические операции, направленные на выделение дифференциальных признаков тренируемой единицы, составляющих основу запоминания языкового материала.
Характер и организация тестовых заданий предусматривают тренировку каждого умения в изолированном от других умений виде. Обучающие тесты позволяют управлять мыслительной деятельностью студентов. Они представляют собой важный промежуточный этап в работе по овладению материалом, развитию умений и навыков.
Особо хочется выделить онлайн тестирование. Данный метод обусловлен достаточно высоким уровнем объективности, действительности, достоверности, практичности, а также экономии времени.
Онлайн тесты по немецкому языку позволят учащемуся проверить себя на знание орфографии, лексики и грамматики немецкого языка. Так, обучаемый может в рамках самостоятельной работы закрепить пройденный материал или восполнить пробелы для требуемого в вузе уровня знания языка.