Множественность подходов к понятию «тренинг»

    Чаще всего тренинг рассматривается в области психологии и педагогики. При этом содержание данного понятия очень разнообразно в зависимости от сферы использования (применения) и видов тренинга. Так, различают социально-психологический, психотренинг или психологический тренинг, бизнес-тренинг, профессиональный тренинг, педагогиче- профессиональный тренинг, педагогический тренинг, учебный тренинг.

    Понятие «тренинг» имеет множественную трактовку. Данный термин происходит из английского языка (train, training), в русском переводе имеет ряд значений: воспитание, обучение, подготовка,

    тренировка, дрессировка.

    В психологии тренинг преимущественно понимается как «область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития коммуникативной компетентности в общении», а также «средство психологического воздействия». Цель тренинга конкретизируется в зависимости от его направленности, но обязательно указывает на приобретение знаний, умений и навыков формирование установок, определяющих поведение в общении, отражающих перцептивные способности человека, направление на коррекцию и развитие системы отношений личности.

    Современный психологический тренинг реализуется в двух основных направлениях: решение конкретных проблем формирования психологических навыков, умений и развитие личности, ее самопознание, самораскрытие.

    Одним из видов тренинга, который в отличие от психологического имеет целью формирование деловых навыков и умений человека, группы людей, является бизнес-тренинг. Наиболее распространены такие его разновидности: тренинг продаж, управления, командообразования, коммуникации, презентации, принятия эффективных решений.

    Профессиональный тренинг отражает психолого-педагогическую направленность данного метода обучения и подразумевает как овладение обучающимися значимыми взглядами, идеями, теориями, так и обучение видению объективных закономерностей реального профессионального процесса и способности профессионала действовать в конкретной ситуации.

    Синонимом профессионального тренинга часто выступает педагогический тренинг, который предназначается для обучения педагогическим умениям и навыкам, педагогическому общению. А.В. Щербаков рассматривает педагогический тренинг как форму организации деятельности в процессе индивидуализации профессионально-педагогической подготовки, направленной на развитие личностных и профессиональных качеств личности будущего учителя посредством актуализации знаний в устойчивые психические образования: умения, навыки, качества.

    Некоторыми учеными выделяется понятие «учебный тренинг». Так, А.П. Бостанжи понимает его как способ интенсивной выработки и усвоения определенных знаний, умений, установок, необходимых для успешного формирования качеств мультикультурной личности.

    Преимущество учебного тренинга заключается в том, что он проходит в психологически комфортной среде, т. е. помогает студентам проявлять активность, практически отрабатывать изучаемый материал, формировать и развивать навыки общения, самопознания, рефлексии и самооценки. Таким образом, учебные тренинги, кроме дидактических задач, реализуют и психологические, что делает их использование особенно актуальным в процессе обучения студентов в вузе.

    Анализ представлений о месте тренинга в структуре образовательного процесса показывает отсутствие единого мнения по данному вопросу.

    Тренинг рассматривается и в качестве формы обучения, и в качестве метода, и как процесс приобретения знаний, умений и навыков.

    Множественность трактовки понятия «тренинг» отражает его универсальность, возможность его использования в таких областях, где требуется формирование и развитие практических умений и навыков человека.



    Please publish modules in offcanvas position.