Саморегулируемая организация – перспективы развития

    За последнее десятилетие в отечественном строительном бизнесе накопилось немало проблем. Это и создавшийся в отрасли определенный правовой вакуум, высокий спрос на строительные работы и услуги, нехватка рабочего персонала, низкая квалификация персонала, высокая аварийность на строительных объектах. В результате сформировался не вполне позитивный имидж строительного комплекса в целом.

    Рынок наводнили недобросовестные фирмы, созданные для единоразовых целей, например, для участия в тендере. Все это подорвало доверие к строителям как со стороны потребителей, так и со стороны инвесторов. Для решения возникших трудностей акцент с государственного регулирования строительной сферы перешел в плоскость развития саморегулирования.

    Саморегулирование (СРО) в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (строительной деятельности) (СРОС), введено в Российской Федерации с 1 января 2009 года взамен строительных лицензий (лицензий на деятельность в области строительства зданий и сооружений I и II уровня ответственности).

    Это в свою очередь означает, что для строительства зданий и сооружений, а также для оказания ремонтно-строительных услуг в Российской Федерации строительным организациям необходимо вступить (стать членами) саморегулируемой организации (СРО в строительстве, СРОС). Согласно новым правилам, изложенным в Федеральном законе № 148, некоммерческое партнерство для приобретения статуса СРО должно соответствовать ряду требований:

    – объединять в своем составе не менее 100 членов (организаций, оказывающих ремонтно-строительные услуги);

    – иметь компенсационный фонд;

    – иметь в наличии необходимый пакет документов.

    Если раньше строительная компания осуществляла свою деятельность на основании лицензии, то теперь основным документом является свидетельство СРО (свидетельство о допуске). Эти свидетельства выдаются саморегулируемой организацией своим членам. Причем СРО может выдавать свидетельства о допуске только к тем видам работ, которые отнесены общим собранием СРО к сфере своей компетенции.

    Как показывает опыт, система саморегулирования очень эффективна с точки зрения ответственности самих представителей сферы ремонтно-строительных услуг. В частности, она способна решить ключевую задачу – повышение качества проводимых работ и оказываемых услуг. Лицензирование не смогло справиться с этой задачей и исчерпало себя как регулирующий инструмент. В настоящий момент многие СРО создаются на базе уже существующих профессиональных союзов, объединений или формируются вокруг динамично развивающихся строительных компаний. Это не удивительно. Ведь институт СРО находится пока на стадии становления, и локомотивом его развития становятся наиболее перспективные представители рынка, объединенные в союзы и ассоциации.

    Механизм сбора документов в лицензировании и саморегулировании практически идентичен. Компания-соискатель предоставляет пакет документов в соответствующий орган, далее следует проверка и принятие решения: выдавать или не выдавать разрешительный документ. Если все в порядке, организация получает свидетельство о допуске к работам.

    Целями деятельности саморегулируемых организаций в строительной сфере (строительных СРО) являются:

    Объединение профессиональных участников строительной отрасли для предотвращения, предупреждения причинения вреда жизни и здоровью физических лиц, биомиру, окружающей среде, экологии, объектам культурного наследия (памятникам культуры и искусства),  имуществу граждан и организаций, государственному и муниципальному имуществу в следствии недостатков работ в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства выполняемые членами саморегулируемой организации.

    Повышение качества выполняемых строительных работ.

    Информирование профессиональных участников строительной деятельности.

    Компенсационный фонд саморегулируемой организации (СРО) создается, и функционирует в соответствии с законодательством Российской Федерации в области саморегулирования строительной, проектной и изыскательской деятельности и является обязательным элементом СРО. Размер компенсационного фонда СРО в денежном выражении определяется внутренней документацией СРО (учредительными документами, правилами и стандартами) и не может быть меньше установленных законодательством размеров.

    Вместе с тем до настоящего времени не разработан процесс создания и механизм функционирования СРО. Дело в том, что большая часть СРО организована в соответствии с действующим законодательством на основании собственного представления об эффективности функционирования ССРО. И большая часть зарегистрированных СРО подразумевают подобные некоммерческие партнерства в виде формального получения разрешения на осуществление строительных, проектировочных работ, на оказание РСУ. Однако это не способствует развитию рынка РСУ, а также, по мнению ученых, может вызвать новый пласт теневой экономики в силу непрозрачности функционирования СРО.

    Please publish modules in offcanvas position.