Организационно-правовые формы международного бизнеса

    Содержание материала

    ВВЕДЕНИЕ

    Организационно-правовые формы осуществления международной деятельности определяются особенностями законодательства тех стран, где зарегистрированы занимающиеся ею фирмы.

    Например, если созданное в России закрытое акционерное общество начинает работать на французском рынке, то в общем случае это не влечет за собой необходимость пересмотра правил изменения уставного капитала или структуры управления — они, как и другие общие нормы деятельности ЗАО, регламентируются соответствующим российским законодательством. Аналогично, французская фирма, выходящая на российский рынок, не будет приспосабливать свои уставные нормы к российскому Гражданскому кодексу, руководствуясь по-прежнему требованиями французского законодательства. Однако часто подобная деятельность осуществляется фирмой не самостоятельно, а через созданную за рубежом дочернюю компанию или иного посредника, правила и создания, и функционирования которых, очевидно, определяются законодательством страны размещения. Тогда ситуация меняется: функционирование такой группы в целом фактически регулируется законодательными системами обеих стран одновременно.

    Другое важное обстоятельство, возникающее в результате выхода фирмы на международный рынок, заключается в существенном изменении делового окружения фирмы: если ранее она контактировала преимущественно с организациями, образованными и функционирующими по тем же правилам, что и она сама, то теперь общение с представителями иных законодательных систем становится для нее нормой.

    Таким образом, актуальность проблематики организационно-правовых форм международной деятельности обусловлена — и в этом ее отличие от других областей международного менеджмента — не возникновением каких-то особых явлений, не встречающихся при ограничении деловых интересов фирмы границами страны ее базирования, а необходимостью грамотного учета сложившихся за рубежом норм. Последнее же означает, что международный менеджер должен разбираться в правовых и экономических особенностях, применяемых в той или иной конкретной стране, организационно-правовых форм для того, чтобы:

     а) правильно оценивать возможности своих зарубежных партнеров и конкурентов;

    6) эффективно использовать возможности, предоставляемые в результате выбора той  или иной организационно-правовой формы;

    в) адекватно представлять себе ожидания зарубежных партнеров, клиентов,

    местных властей и т. д„ связанные с формой деятельности своей фирмы,

    Поэтому знание организационно-правовых форм бизнеса в различных странах является существенным условием успешной деятельности за рубежом российских фирм, а их изучение представляет собой важную составную часть международного менеджмента как учебного курса.          

         Вместе с тем, последнее связано с определенными сложностями, возникающими в силу неизбежной конкретности предмета: невозможно говорить о каких-то определенных «зарубежных» формах ведения бизнеса, ибо в каждой стране существует свое законодательство, и последовательное рассмотрение всех применяемых систем составило бы в итоге внушительный справочник, сравнимый по объему со всем этим учебником.                 

    Есть, однако, другой, более рациональный путь, Позволяющий уменьшить объем излагаемого материала при сохранении информативности: взять одну из систем в качестве базовой и показывать главным образом отличия от нее, присущие ее аналогам в других странах. Именно такой путь избран для освещения указанной проблематики в настоящем разделе, и при этом представляется совершенно естественным принять в качестве базовой системы российскую.

    Итак, для того, чтобы понять особенности существующих за рубежом форм ведения бизнеса, которые следует знать менеджеру международной российской фирмы, надо сначала изучить положение дел в России, а затем приступить к рассмотрению наиболее существенных пунктов различий, характерных для той или иной страны. При этом следует различать два уровня описания: системный и частный. Если существенные межстрановые различия выявляются на системном уровне, то есть в самой структуре организационно-правовых форм, то дальнейший сравнительный анализ самих форм весьма затруднен; во всяком случае, все внешние аналогии должны подвергаться тщательной проверке. Это не означает, конечно, что в противном случае сходство названий означает полное отсутствие содержательных расхождений, но всё же, если между системами форм предпринимательства двух стран наблюдаются очевидные параллели, то есть основания полагать, что вероятность этого отсутствия намного повышается.

    В дальнейшем изложении основное внимание будет уделено формам предпринимательства, принятым во Франции и в Германии. Этот выбор дает хорошее представление о системах континентального права, что представляется наиболее актуальным с учетом сложившейся структуры международных связей российских фирм.



    Please publish modules in offcanvas position.