Педагогика Том1 - Подласый И.П. - Развитие личности

    Содержание материала

    Развитие личности

    — сложнейший процесс объективной действительности. Для углубленного изучения этого процесса современная наука пошла по пути дифференцирования составных компонентов развития, выделяя в нем физическое, психическое, духовное, социальное и другие стороны. Педагогика изучает проблемы духовного развития личности во взаимосвязи со всеми другими компонентами.

    К числу основных педагогических категорий некоторые исследователи предлагают отнести и такие достаточно общие понятия, как «самовоспитание», «самообразование», «саморазвитие», «педагогический процесс», «продукты педагогической деятельности», «социальное формирование» и др. Признавая выделенные понятия важными компонентами педагогической теории, будем рассматривать их смысл в контексте изучения специальных вопросов.

    Соотношение между выделенными педагогическими категориями представлено в виде условной схемы (рис. 1). Конечно, в живом педагогическом процессе взаимосвязи между ними намного сложнее, чем в теоретически очищенных построениях.

    Рис. 1


    Воспитание, как мы уже установили, есть категория общая и вечная. Означает ли это, что существует воспитание, годное для всех времен и народов? Естественно, Нет. Но вместе с тем каждая новая социально-экономическая формация возникает на обломках старой; есть историческая преемственность достигнутого уровня культуры. Это означает, что существуют и некоторые общие признаки воспитания, которые характерны для всех социально-экономических формаций и проявляются на всем протяжении его исторического развития. Какие из них вы смогли бы указать?

    Для облегчения поиска правильного ответа приводятся опорные утверждения. Размышляйте доказательно, чтобы эти утверждения не сбили вас с толку.

    1. Таких общих черт нет, потому что для каждого общественного строя характерны свои цели, формы и методы воспитания.

    2. Все, чем характеризуется воспитание, а именно наличие целей, передача накопленного опыта, организация воспитания, соответствие его уровня уровню производительных сил и производственных отношений, одинаково для всех общественно-экономических формаций.

    3. Общее для всех исторических типов воспитания — забота о всестороннем развитии личности.

    1.   При любой формации воспитание передает подрастающему поколению определенную сумму знаний, общечеловеческого опыта, готовит к определенной роли в общественно- производственной жизни, формирует поведение.

    2.   Производя материальные блага, люди тем самым производят и воспроизводят весь уклад своей жизни; в производстве формируется и сам человек как социальное существо.

    3.   При всех принципиальных различиях в целях, формах воспитательной деятельности этой деятельности свойственна сознательная цель: сформировать личность определенного типа, выработать у нее желаемые качества (моральные, умственные, эстетические и др.).

    VI.  Почему в педагогике используется несколько дефиниций воспитания? Найдите правильный ответ.

    1.  Наличие дефиниций позволяет отличать воспитание в теоретическом смысле от употребления аналогичного термина в бытовой речи.

    2.  Обилие дефиниций придает педагогике статус развитой теоретической науки.

    3.  Бытовое употребление понятия «воспитание» неточно передает смысл последнего и не может быть использовано для построения научной теории.

    4.  Воспитание — понятие настолько широкое и общее, что без специальных уточнений невозможно понять, о каком, собственно, воспитании идет речь.

    5. Правильного ответа нет.

    VII.  Что называется обучением? Выберите правильный ответ. Докажите ошибочность одного-двух приведенных ответов.

    1. Обучение — это передача знаний от учителя к ученикам с целью подготовки их к жизни.

    2.  Обучение предполагает организацию самостоятельной учебной работы учеников с целью овладения знаниями, умениями и навыками.

    3. Обучение — процесс деятельности учителя, направленный на передачу ученикам знаний, умений и навыков, подготовку к жизни.

    4.  Обучение — это двусторонний процесс деятельности учителя и учеников, направленный на сознательное и прочное овладение системой знаний, умений и навыков, в ходе которого осуществляется развитие умственных способностей и познавательных интересов, овладение методами познавательной деятельности, формируется научное мировоззрение.

    5.   Обучение — это общение учителя с учениками, в ходе которого происходят передача и усвоение знаний, умений, навыков.


    Please publish modules in offcanvas position.