Групп-аналитическая психотерапия - Трехслойная модель группового анализа Куттера

    Содержание материала

    Трехслойная модель группового анализа, которую описывает П. Куттер, включает в себя:

    1) поверхностный слой сознательного общения — на данном уровне большое внимание уделяется роли, которую пациент играет в обществе;

    2) слой переноса и контрпереноса — внимание уделяется проекциям на дирижера детских конфликтов с родителями;

    3) глубинный слой «аналитического и диатрофического равенства» [Анаклитический и диатрофический (от греч. примыкающий и питающий) — понятия психодинамической психотерапии, описывающие состояния глубокой регрессии, при которой пациенты бессознательно стремятся присоединиться к психотерапевту и получить от него поддержку наподобие младенца, льнущего к материнской груди.] — внимание уделяется попыткам группы примкнуть к дирижеру, сопровождаемым процессами идеализации и разрушения.

    Сравнение «слоеных моделей» групповой психодинамической психотерапии приводится в табл. 2.1.


    Таблица 2.1. Сравнительная таблица слоеных моделей групповой психодинамической психотерапии (по Куттеру, 1997)

    Слой

    Модель В. Шиндлера

    Модель У. Байона

    Модель З. Фулкса

    Модель П. Куттера

    Модель А. Хейгль-Эверса и Ф. Хейтля

    Модель Д. Занднера




    «Основная» матрица (по Дж. ван дер Клей)




    4

    Рабочий союз. «Договор»

    Рабочая группа

    Актуальная плоскость

    Плоскость групповой динамики: статус, роли

    Нормативная регуляция отношений, итог (интерактивная групповая терапия)

    Рефлексивно-интерративная плоскость

    3

    Новые реальные отношения

    Динамическая матрица (по Дж. ван дер Клей)


    Нормы



    2

    Символическое воспроизведение ситуации с членами родительской семьи (участники — сиблинги, руководитель — отец, группа в целом — мать)

    Базовые допущения: зависимости; борьбы-бегства; тяготения к парности

    «Персональная матрица»

    Перенос и контрперенос или эдипальные отношения

    Психосоциальное формирование компромисса (глубинно-психологическая групповая терапия)

    Фантастический (ирреальный) образец отношений

    2


    Депрессивная позиция

    Проективная плоскость с Я-, телесными и объект-составляющими


    Общие мечты (аналитическая групповая терапия)

    Эдипальные отношения

    1

    Опасность утраты идентичности и Я

    Параноидно-шизоидная позиция (по М. Кляйн)

    «Психотическая» плоскость

    Отделение от частичных объектов (только «хорошие» или только «плохие»)

    Проекция, интроекция, проективная идентификация

    Преэдипальные феномены


    Как отмечает П. Куттер, «подавляющее большинство слоеных моделей опирается на топографическую модель, предложенную еще Зигмундом Фрейдом. Стадии группового процесса рассматриваются в моделях процессуальных» (Куттер, с. 282).

    В процессуальной модели Тукмана различают четыре взаимосвязанные фазы:

    1) зависимости и проверки;

    2) внутригруппового конфликта (так называемая фаза бури и натиска);

    3) развития групповой сплоченности (нормирования);

    4) работы (выполнения).

    Куттер, подвергнув этот тесно взаимосвязанный процесс дальнейшему делению, выделил 6 шагов (своего рода минипроцессов):

    1) повторение ранее патогенного образца в группе в ситуации «здесь и сейчас»;

    2) понимание ведущим возникшей сцены;

    3) интерпретация ведущего;

    4) понимание со стороны участников;

    5) устранение реактивированного образца интеракции;

    6) шанс нового корригирующего эмоционального опыта. [Отметим, что такое деление соответствует фрейдовской модели «воспоминание — повторение — проработка» или ее позднейшей интерпретации Р. Краузе как «повторение (в значении инсценировки) — интерпсихическое воспоминание и проработка».]



    Please publish modules in offcanvas position.