Трехслойная модель группового анализа, которую описывает П. Куттер, включает в себя:
1) поверхностный слой сознательного общения — на данном уровне большое внимание уделяется роли, которую пациент играет в обществе;
2) слой переноса и контрпереноса — внимание уделяется проекциям на дирижера детских конфликтов с родителями;
3) глубинный слой «аналитического и диатрофического равенства» [Анаклитический и диатрофический (от греч. примыкающий и питающий) — понятия психодинамической психотерапии, описывающие состояния глубокой регрессии, при которой пациенты бессознательно стремятся присоединиться к психотерапевту и получить от него поддержку наподобие младенца, льнущего к материнской груди.] — внимание уделяется попыткам группы примкнуть к дирижеру, сопровождаемым процессами идеализации и разрушения.
Сравнение «слоеных моделей» групповой психодинамической психотерапии приводится в табл. 2.1.
Таблица 2.1. Сравнительная таблица слоеных моделей групповой психодинамической психотерапии (по Куттеру, 1997)
Слой |
Модель В. Шиндлера |
Модель У. Байона |
Модель З. Фулкса |
Модель П. Куттера |
Модель А. Хейгль-Эверса и Ф. Хейтля |
Модель Д. Занднера |
|
|
|
«Основная» матрица (по Дж. ван дер Клей) |
|
|
|
4 |
Рабочий союз. «Договор» |
Рабочая группа |
Актуальная плоскость |
Плоскость групповой динамики: статус, роли |
Нормативная регуляция отношений, итог (интерактивная групповая терапия) |
Рефлексивно-интерративная плоскость |
3 |
Новые реальные отношения |
Динамическая матрица (по Дж. ван дер Клей) |
|
Нормы |
|
|
2 |
Символическое воспроизведение ситуации с членами родительской семьи (участники — сиблинги, руководитель — отец, группа в целом — мать) |
Базовые допущения: зависимости; борьбы-бегства; тяготения к парности |
«Персональная матрица» |
Перенос и контрперенос или эдипальные отношения |
Психосоциальное формирование компромисса (глубинно-психологическая групповая терапия) |
Фантастический (ирреальный) образец отношений |
2 |
|
Депрессивная позиция |
Проективная плоскость с Я-, телесными и объект-составляющими |
|
Общие мечты (аналитическая групповая терапия) |
Эдипальные отношения |
1 |
Опасность утраты идентичности и Я |
Параноидно-шизоидная позиция (по М. Кляйн) |
«Психотическая» плоскость |
Отделение от частичных объектов (только «хорошие» или только «плохие») |
Проекция, интроекция, проективная идентификация |
Преэдипальные феномены |
Как отмечает П. Куттер, «подавляющее большинство слоеных моделей опирается на топографическую модель, предложенную еще Зигмундом Фрейдом. Стадии группового процесса рассматриваются в моделях процессуальных» (Куттер, с. 282).
В процессуальной модели Тукмана различают четыре взаимосвязанные фазы:
1) зависимости и проверки;
2) внутригруппового конфликта (так называемая фаза бури и натиска);
3) развития групповой сплоченности (нормирования);
4) работы (выполнения).
Куттер, подвергнув этот тесно взаимосвязанный процесс дальнейшему делению, выделил 6 шагов (своего рода минипроцессов):
1) повторение ранее патогенного образца в группе в ситуации «здесь и сейчас»;
2) понимание ведущим возникшей сцены;
3) интерпретация ведущего;
4) понимание со стороны участников;
5) устранение реактивированного образца интеракции;
6) шанс нового корригирующего эмоционального опыта. [Отметим, что такое деление соответствует фрейдовской модели «воспоминание — повторение — проработка» или ее позднейшей интерпретации Р. Краузе как «повторение (в значении инсценировки) — интерпсихическое воспоминание и проработка».]