Индивидуальная психология Альфреда Адлера - Объекты социального интереса- хаарактеристики поведения человека

    Содержание материала

    Процесс социального интереса может быть направлен на объекты троякого рода.

    1. Субсоциальные объекты — неодушевленные предметы, ситуации или виды деятельности (наука, искусство и т. п.). Проявляемый к ним интерес никак не связан с собственным «Я» индивида. Способность к такой идущей изнутри заинтересованности выступает фундаментом будущего вклада индивида в развитие человечества. Но внесет человек такой вклад или нет, в значительной степени зависит от развития направленности на вторую категорию объектов.

    2. Социальные объекты включают в себя все живое. Социальный интерес здесь проявляется как способность ценить жизнь и принять точку зрения другого. При этом интерес к собственно социальным объектам приходит позже, чем интерес к субсоциальным объектам, поэтому можно говорить о соответствующих стадиях развития социального интереса. Так, например, на субсоциальной стадии ребенок может с интересом играть с котятами и при этом мучить их, причинять им боль. На социальной стадии он уже более уважительно и трепетно относится к жизни.

    3. Супрасоциальные объекты — это как живые, так и неживые объекты. Социальный интерес здесь означает полный выход за пределы самого себя и единство со всей полнотой мира, это «космическое чувство и отражение общности всего космоса и жизни в нас», «тесный союз с жизнью как целым».


    Таблица 3.1. Чувства, мысли и характеристики повеления человека, отражающие развитость у него социального интереса (по Kaplan H. В. A Guide to Explain, Social, Interest to Laypersons // Individual Psychology. — 1991. — Vol. 47. — № 1. — P. 82-85) [В специальном номере журнала Individual Psychology: The Journal of Adlerian Theory, Research and Practice (№ 1, 1991 г.) приводится перечень чувств, мыслей и характеристик поведения человека, отражающих развитость у него социального интереса.]

    Чувства

    Мысли

    Характеристики поведения

    Принадлежности (ощущение принадлежности к группе или группам).

    Я — человек, и мои общественные права и обязанности равны правам и обязанностям других людей.

    Помощь (готовность использовать свои возможности, знания или способности для оказания поддержки другим людям).

    «Ты здесь дома» (ощущение легкости и комфорта при взаимодействии с другими людьми).

    Можно достичь моих личных целей так, чтобы это совпадало с общественным благом.

    Щедрость (готовность поделиться тем, что тебе принадлежит).

    Общности (ощущение многих связей, объединяющих с другими людьми и делающих тебя во многом похожим на них).

    Процветание и выживание общества зависит от решимости и способности его членов научиться гармонично сосуществовать друг с другом.

    Участие (присоединение к групповой деятельности, готовность участвовать в ней).

    Вера в других (чувство, что в каждом человеке есть нечто хорошее).

    Я убежден, что надо поступать по отношению к другим людям так, как мне хотелось бы, чтобы они поступали по отношению ко мне.

    Уважение (готовность признавать чужие права, знания и опыт).

    Мужество быть несовершенным (ощущение того, что делать ошибки естественно и что не надо стараться всегда быть «первым», «лучшим», «самым известным» во всех своих начинаниях).

    Общей оценкой моей личности будет та степень, в которой я способствовал благополучию общества.

    Сотрудничество (стремление работать или играть вместе ради достижения общей цели или общей пользы).

    Ощущение себя человеком (ощущение себя частью всего человечества).


    Компромисс или гибкость (готовность идти на уступки для достижения взаимно приемлемых решений проблем и конфликтов).

    Оптимизм (ощущение, что мир можно улучшить).


    Эмпатия (умение показать другим, что ты понимаешь и ценишь их мысли и чувства).

    Ободрение (способность мотивировать других людей).

    Преобразование (улучшение социальных условий для общей пользы).



    Please publish modules in offcanvas position.