Таким образом, процессуальная работа представляет собой особый тип контакта психотерапевта с клиентом, при котором теоретические схемы и модели служат лишь условием, необходимым для успешной работы, причем не единственным. Психотерапия в большей мере становится творчеством, искусством, метафоры которого каждый психотерапевт строит сам. Научность психотерапии является важным критерием ее разработки и применения, но этого мало — важны и духовность (причем несводимая к деонтологии), и творчество, и эмоциональность (вовлеченность в процесс самого психотерапевта), и личностность (истинность, искренность) терапевта. На уровне процессуальной работы различия терапевтических подходов фактически размываются. Обученному психотерапевту все равно, какой подход использовать. Анализ американской практики психотерапевтической помощи, где имеются жесткие стандарты обучения и лицензирования, показывает, что теории, подходы и школы часто сливаются, образуя эклектическое целое. /16/ Приведем данные Й. О. Прохазки и Дж. К. Норкросса /17/ о теоретических ориентациях американских психотерапевтов (табл. 12.1).
Таблица 12.1. Теоретические ориентации американских психотерапевтов
Ориентация |
Психологи, % |
Консультанты, % |
Психиатры, % |
Социальные работники, % |
Всего, % (N = 818) |
Адлерианская |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
Бихевиоральная |
8 |
6 |
1 |
4 |
5 |
Когнитивная |
8 |
10 |
1 |
4 |
5 |
Эклектическая/ Интегративная |
34 |
37 |
53 |
34 |
38 |
Экзистенциальная/ Гуманистическая |
4 |
13 |
1 |
3 |
5 |
Гештальт |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
Интерперсональная (Салливанианская) |
2 |
1 |
3 |
1 |
2 |
Психоаналитическая |
11 |
2 |
16 |
11 |
11 |
Психодинамическая |
18 |
9 |
19 |
22 |
19 |
Роджерианская/ Клиент-центрированная |
1 |
8 |
0 |
2 |
3 |
Системная |
7 |
7 |
1 |
13 |
7 |
Другие |
4 |
3 |
3 |
4 |
3 |
Очевидно, что большинство терапевтов не придерживаются того или иного «чистого» подхода, а являются сторонниками эклектизма. Это можно объяснить тем, что психотерапевт, оснащенный различными техниками, более эффективен, так как паттерны его терапевтических интервенций и психотерапевтического поведения шире. Более того, свобода от строгого следования одной-единственной теории позволяет лучше учесть особенности конкретного клиента.
Итак, основополагающими принципами процессуально-ориентированной психотерапии являются:
1) многоуровневость личности — личность рассматривается как образование, обладающее «слоистой» структурой со множеством измерений, обозначаемых как модусы сознания;
2) полифоничность контакта — общение осуществляется на разных уровнях психической картографии, включающей сознание-тело и энергетические образования;
3) экспериментальность — основной акцент делается на уникальном опыте аутентичного переживания клиента;
4) вовлеченность психотерапевта;
5) работа с актуальным переживанием клиента.
Литература
Бьюдженталь Дж. Искусство психотерапевта. — 3-е изд. / Пер. с англ. и общая редакция М. Р. Мироновой. — СПб., 2001.
Минделл Э. Психотерапия как духовная практика. — М., 1997.
Источник: Л. Ф. Бурлачук, А. С. Кочарян, М. Е. Жидко - Психотерапия. Учебник для вузов: — 2008 г.