Теория социальной работы - Фирсов М.В.

    Содержание материала

    ПРЕДИСЛОВИЕ

    Учебный курс «Теория социальной работы» представляет собой дисциплину, посвященную систематизации знаний, касающихся:

    • социальной работы как области познания;

    • форм социальной работы как социальной деятельности в различных сферах человеческой жизни;

    • субъекта изменения социальной реальности, т.е. социального работника;

    • клиента и факторов, приводящих к изменению его жизненной ситуации;

    • методов помощи клиенту.

    Поэтому «Теория социальной работы» в контексте обучения будущих профессионалов в области социальной работы выступает не столько как универсальная модель объяснения и описания различных проявлений реальности, сколько как систематизированная модель концептуальных конструкций и взглядов, принятых в данном профессиональном сообществе.

    Такой подход предполагает следование определенным стандартизированным представлениям о генезисе теоретической мысли в сфере социальной работы, ее теории познания, соотношению с другими научными дисциплинами, видах практической деятельности, концепциях человека — помогающего и человека — нуждающегося в поддержке, различных видах помощи.

    В системе подготовки специалиста курс «Теория социальной работы» выступает как базовый, являющийся связующим звеном с другими дисциплинами, изучаемыми будущими специалистами, и в этом состоит его специфика. С одной стороны, этот курс предлагает самостоятельную модель осмысления социальной работы во всех формах ее проявления, с другой — выступает в качестве «пролога» к тем дисциплинам обучающего цикла, где каждая из проблем будет рассмотрена более глубоко и подробно. Таково своеобразие данного курса применительно к межпредметным связям общепрофессиональных дисциплин и специализированным дисциплинам.

    Указанный подход определяет требование к модульному построению курса «Теории социальной работы», что открывает возможность рассмотрения концепций и подходов теории социальной работы определенного уровня, используя принцип методологического плюрализма, а также соответственную их систематизацию.

    Основная часть курса посвящена существующим в мировой и отечественной практике представлениям о социальной работе и ее этических принципах, а также базовым формам и методам практической работы с клиентом, с группами, семьями, в социуме. Особый упор при этом делается на формирование у будущих социальных работников целостного восприятия проблем и нужд клиента, с учетом специфики тех или иных социальных и индивидуальных факторов.

    Проблемы ставятся и рассматриваются в контексте таких ранее изученных студентами дисциплин, как «История социальной работы», «Этика социальной работы», «Философия социальной работы», «Технология социальной работы» и ряда других, чем и объясняется достаточно широкий спектр проблем, находящихся в сфере внимания данного курса.

    Содержание курса в рамках междисциплинарных и межпредметных связей скоординировано с общепрофессиональными дисциплинами, а также со специальными дисциплинами, входящими в учебный план и являющихся базовыми компонентами государственного образовательного стандарта.


    Please publish modules in offcanvas position.