Введение
Несмотря на наметившиеся процессы социально-экономической стабилизации в России, положение молодежи остается неустойчивым. Социальное неблагополучие отражается на состоянии здоровья этой социальной группы населения, у молодых людей наблюдается рост заболеваний, сопутствующих крайней бедности (прежде всего туберкулез). Велик процент молодых людей, не имеющих работу, половина работающей молодежи трудится не по той специальности, которую приобрела в процессе обучения, либо вовсе не имеет профессии.
Не снижается число детей — "социальных сирот", инвалидов, безнадзорных. В особо сложных условиях находятся молодые люди из числа беженцев и вынужденных переселенцев.
Отсюда у молодежи проявляются тревога, отчаяние, возмущение, вандализм, что говорит о наличии социальной напряженности среди молодых людей, ведущей, в свою очередь, к дальнейшему отчуждению от общества. Неудачи в социальной адаптации молодежи и детей к новым социально-экономическим условиям проявляются в молодежной преступности, наркомании, алкоголизме, бездомности, проституции, масштабы которых приобрели беспрецедентный характер.
В целом социальное положение молодежи в России отражает общее состояние общества, которое находится в переходном периоде.
Отсюда возникла потребность в углубленной подготовке студентов к социальной работе с молодежью.
Социальные потребности молодежи подкрепляются системой услуг по информационному обеспечению, образованию, трудоустройству, здравоохранению, отдыху, социальному обслуживанию, поддержкой в трудной жизненной ситуации.
Социальные службы для молодежи осуществляют свою деятельность по более чем 20 направлениям. Наиболее распространены психолого-педагогическое консультирование молодежи, экстренная психологическая помощь по телефону, деятельность центров социальной реабилитации, социокультурные услуги, профессиональная ориентация молодежи, правовая и информационная помощь.
Российское законодательство предусматривает сеть специализированных учреждений, призванных обеспечивать экстренную поддержку молодым людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации: центры доверия, досуговые и социально- реабилитационные центры, социальные приюты для детей и подростков и т. д. Все эти учреждения нуждаются в высококвалифицированных специалистах с высшим образованием.
Настоящее учебное пособие знакомит студентов с важнейшими понятиями, а также направлениями, методами и технологиями социальной работы с молодежью с целью формирования у будущих специалистов системы профессиональных знаний.
Оно поможет в подготовке к практическим занятиям, зачетам и экзаменам, в написании докладов, рефератов, курсовых и квалификационных работ. Существенную помощь пособие окажет также работникам социальной и социально-педагогической сферы в процессе повышения квалификации.
Надеемся, что издание данной книги будет способствовать совершенствованию системы подготовки специалистов для социальной работы с молодежью.