Социология молодежи: Курс лекций

    Содержание материала

    ВВЕДЕНИЕ

    Любое общество независимо от его политической системы, уровня материального и духовного развития заинтересовано в постоянном преумножении своих богатств во всех сферах жизнедеятельности. Для этого ему приходится решать целый комплекс социально-экономических, политических и других задач, которые призваны создать необходимые условия прежде всего для реализации и самореализации каждого гражданина как личности, объекта и субъекта общественных отношений и преобразований.

    Свобода выбора каждым членом общества и реализация им своих интересов, запросов и потребностей всегда в значительной мере ограничиваются уровнем развития конкретного общества, существующими в нем социальными отношениями. И все же в любом обществе, особенно высокоразвитом, на первый план выдвигается приоритет именно личности по принципу: свободный гражданин — свободное, демократическое общество. На этом следует акцентировать внимание в силу того, что в бывшем СССР, да и в странах так называемого социалистического лагеря, длительное время идеология формирования личности строилась наоборот: провозглашался приоритет общественных интересов, а не личностных. Сама личность, особенно молодой человек, был больше объектом воздействия и воспитания, нежели субъектом социально-экономических, политических и духовных преобразований.

    Общеизвестно, что с 1985 г. практически во всех республиках бывшего СССР, а ныне суверенных государствах происходят неоднозначные процессы ломки не только государственных, но и всех социальных структур, формирования качественно иных государственных, политических, экономических систем, принципиально новых социальных отношений.

    В такой ситуации человек, как правило, оказывается далеко не в комфортных условиях, которые позволили бы ему более или менее успешно реализовать себя, свои потенции и возможности. Особенно это касается подростков, молодых людей и граждан, принадлежащих к так называемым группам социального риска: сирот, инвалидов, пьяниц, наркоманов, пенсионеров и т. п. Наиболее остро на дестабилизационные процессы, общественное неустройство реагирует такая большая и динамичная социально-демографическая группа, как молодежь.

    Можно утверждать, что личная деятельность, инициатива молодежи являются следствием политики, осуществляемой по отношению к молодежи в конкретной стране и обществе, и зависят от условий, которые созданы в государстве для социализации и самореализации молодежи.

    Проблемы молодежи условно можно разделить на национальные и общепланетарные, или глобальные. При этом первые нельзя по-настоящему определить, вычленить и понять без учета вторых.


    Please publish modules in offcanvas position.