Общие сведения о системе менеджмента качества

    Объектами менеджмента в системе менеджмента качества (СМК) являются качество продукции / услуг, качество процессов, выходом которых является продукция, качество управления, среды, в которой организовано выполнение процессов. Система менеджмента качества разрабатывается с учетом конкретной деятельности предприятия, но в любом случае она должна охватывать все стадии жизненного цикла продукции или предоставления услуги и обеспечивать участие в управлении качеством всех работников предприятия.

    СМК обеспечивает проведение проверок (внутренних аудитов) по предупреждению несоответствий и дефектов, а также препятствует их допуску в производство и к потребителю.

    Процесс построения системы управления качеством, заложенный в стандартах ISO, представляет собой, по сути, подход усовершенствования системы управления через ориентацию ее на потребности потребителей и оптимизацию бизнес-процессов.

    На первом этапе внедрения СМК на предприятии определяются потребности и ожидания собственника, потребителей и других заинтересованных сторон (партнеров, акционеров, персонала и т.д.). На втором – вырабатывается стратегия и политика в сфере управления качеством. Затем определяются необходимые для реализации стратегии бизнес-процессы, методы и показатели оценки их эффективности с точки зрения качества. Происходит измерение по заданным показателям, проводятся проверки и в случае выявленных несоответствий реализуются мероприятия по их устранению или по повышению показателей эффективности системы управления качеством. Последним этапом идет построение и запуск процесса постоянного совершенствования системы управления качеством.

    Сама деятельность по разработке системы менеджмента качества может быть смоделирована в виде процесса с помощью IDEFO-диаграмм.

    Данный процесс декомпозируется на четыре этапа или подпроцесса:

    - Планирование разработки и внедрения СМК;

    - Разработка СМК;

    - Внедрение СМК;

    - Подготовка к сертификации и сертификация.

    Эти подпроцессы в свою очередь также декомпозируются.

    Таким образом, получается процессная модель построения СМК. Данная модель касается и поддержания СМК в рабочем состоянии, так как деятельность по разработке, внедрению и проведению аудитов осуществляется в цикле непрерывно.

    В системе Business Studio автоматизированы наиболее трудоемкие этапы разработки, внедрения СМК и поддержания ее в работоспособном состоянии:

    - разработка целей в области качества;

    - описание основных и вспомогательных процессов;

    - разработка показателей процессов;

    - разработка документации СМК;

    - ознакомление персонала с документацией;

    - поддержание документации СМК в актуальном состоянии;

    - сбор результатов измерений;

    - планирование и проведение внутренних аудитов;

    - анализ данных;

    - разработка корректирующих и предупреждающих действий и устранение несоответствий;

    - улучшение;

    - подготовка к сертификации и сертификация.


    Please publish modules in offcanvas position.