Вопрос 1. Понятие педагогики
1. Возникновение термина "педагогика"
2. Применение термина "педагогика" за рубежом
3. Понятие педагогики в отечественной теории
1. Большинство научных педагогических терминов происходит из Древней Греции. Греческим словом пейдагогос (pais, paidos - дитя, agogos - ведущий) первоначально называли раба, которому аристократы поручали присматривать за детьми, играть с ними, водить их в школу, а впоследствии - человека, который занимался обучением и воспитанием детей. От этого слова и произошло название науки о воспитании: педагогика.
2. Термин "педагогика' принят главным образом в немецкоязычных, франкоязычных, скандинавских и восточно-европейских странах. Международная энциклопедия образования отмечает, что в скандинавских странах и Германии термин "педагогика" относится прежде всего к школьному обучению, то есть имеет более узкий смысл, чем английский "education".
В англоязычной традиции этот термин практически не используется; вместо него употребляется "наука (или науки) об образовании". Во второй половине XX в. обозначение "наука об образовании" проникло в некоторые страны, где термин "педагогика" давно вошел в обиход, однако накопленный здесь опыт теоретической разработки образовательной проблематики в категориях педагогики часто не учитывается в англоязычной научной литературе, проблемы соотношения и разграничения основных педагогических категорий изучены мало.
3 . Наиболее распространенной в России является точка зрения, согласно которой педагогика - это наука о воспитании подрастающих поколений и взрослых людей.
В СССР педагогика разрабатывалась как теория коммунистического воспитания - то есть именно категория воспитания занимала в педагогике приоритетное положение по отношению к другим. В изданных в 80 - 90-х гг. учебниках и пособиях для студентов педагогических вузов педагогика чаще всего определяется с помощью категории "воспитание":
✓ в учебнике под ред. Ю.К. Бабанского (1983) педагогика определяется как наука о воспитании, поскольку ее предметом "является особая функция общества - воспитание";
✓ Б.Т. Лихачев (1993) считает предметом педагогики "объективные законы конкретно-исторического процесса воспитания" и далее отмечает, что "педагогика как наука изучает воспитание, сложное общественное явление, вбирающее в себя многослойные и разнообразные отношения";
✓ В.П. Беспалько (1995) понимает педагогику как "одну из многих наук, в которых накоплен богатейший опыт человечества о наиболее совершенных путях и методах воспитания подрастающих поколений", а ниже "образование в целом" определяет как "область интересов науки педагогики".
Существует также определение педагогики как совокупности, комплекса или системы наук, когда ее отрасли считаются самостоятельными науками: например, в интересной и для своего времени содержательной статье "Педагогика" в "Педагогической энциклопедии" (в 4-х томах, 1964 - 1968) педагогика определена как "совокупность теоретических и прикладных наук, изучающих воспитание, образование и обучение".
Российская педагогическая энциклопедия (в 2-х томах, 1999) определяет педагогику как "отрасль науки, раскрывающую сущность, закономерности образования".
С.А. Козлова и Т.А. Куликова в учебном пособии "Дошкольная педагогика" (2000) отмечают два значения термина педагогики:
✓ область практической деятельности, искусство, ремесло;
✓ область научного знания, наука.
Использованные источники:
Российская педагогическая энциклопедия. Т. 2. С. 110 - 111.