Специальная педагогика. Конспект лекций - Титов В.А.

    Содержание материала

    Вопрос 1. Понятие и разделы специальной педагогики

    1. Специальная педагогика

    2. Дефектология

    3. Коррекционная педагогика

    4. Лечебная педагогика


    1.  Специальная педагогика — это теория и практика специального (особого) образования лиц с отклонениями в физическом и психическом развитии, для которых затруднительно или невозможно образование в обычных педагогических условиях, определяемых существующей культурой, при помощи общепедагогических методов и средств.

    Специальная педагогика — составная часть педагогики, одна из ее ветвей.

    Как научная дисциплина наряду с общепедагогическими терминами использует собственный понятийный аппарат.

    Термины "специальная педагогика" и "специальное образование" являются общепринятыми в современной международной теории и практике.

    В США понятие "special education" включает образование всех детей, отличающихся от общепринятой нормы, в том числе одаренных.

    2.  Дефектология — наука о психофизиологических особенностях развития аномальных детей, закономерностях их обучения и воспитания.

    Термин "дефектология" происходит от лат. defectus (недостаток) и греч. logos (слово, учение). Использовался в нашей стране на протяжении 70 лет в качестве титульного названия теоретической и практической области специального образования лиц с отклонениями в развитии.

    За рубежом вместо понятия "дефектология" применяются более ограниченные понятия "специальное обучение" и "лечебная педагогика", имеющие главным образом практическую направленность.

    Основные области дефектологии:

    ✓ сурдопедагогика (обучение и воспитание глухих, глухонемых и слабослышащих);

    ✓ тифлопедагогика (обучение и воспитание слепых и слабовидящих);

    ✓ олигофренопедагогика (обучение и воспитание умственно отсталых);

    ✓ логопедия (теория и практика преодоления нарушений развития речи).

    Становление и научное оформление дефектологии связано с развитием педологии, обогатившей педагогику концепцией всестороннего изучения развивающейся личности ребенка.

    3.  Коррекционная педагогика — отрасль педагогической науки, разрабатывающая теоретические основы, принципы, методы и средства образования, воспитания и коррекции детей и взрослых, имеющих различные нарушения и отклонения в развитии.

    Термин "коррекционная педагогика" введен в начале 90-х гг. XX в. в качестве альтернативы понятию "дефектология".

    По мнению Н.Д. Никандрова и Г.Б. Корнетова, в современной России коррекционной педагогикой именуются в совокупности дефектология и ее составляющие.

    4.  В определении понятия лечебной педагогики среди специалистов до сих пор нет единого мнения.

    С.А. Козлова и Т.А. Куликова называют лечебной педагогикой интегрированную медико-педагогическую науку, основным предметом которой является система образовательно-воспитательной деятельности педагогов с хворающими, недомогающими и больными школьниками.

    Проблема щадящих педагогических технологий возникла в связи с ростом заболеваемости среди детей школьного возраста, проникновением в школьную среду таких негативных явлений, как наркомания и токсикомания.

    Существует также толкование термина "лечебная педагогика" как лечение больных педагогическими методами. Однако Ю.В. Морозова считает, что оно устарело, не отражает сущности изучаемой предметной области и поэтому мало употребляется в современной отечественной педагогической науке. Использованные источники:

    Специальная педагогика: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Л. И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др.; Под ред. Н.М. Назаровой. — М.: Издательский центр "Академия", 2002. С. 5—12.


    Please publish modules in offcanvas position.