Психодинамическая терапия - Взгляды А. Фрейд и М. Кляйн на примере психоаналитической работы с детьми

    Содержание материала

    Для более полного понимания нововведений этой школы в теорию и практику психодинамической терапии в табл. 1.3 приведено сравнение взглядов А. Фрейд и М. Кляйн на примере психоаналитической работы с детьми.


    Таблица 1.3

    А. Фрейд

    М. Кляйн

    По отношению к классической теории

    Признает ортодоксальную теорию, однако претендует на открытие неразработанной области доэдиповых стадий.

    Признает ортодоксальную психоаналитическую теорию, в то же время придавая Эго и защитным механизмам большее значение, чем это делалось прежде.

    Факторы окружающей среды гораздо менее значительны, чем думали прежде.

    Хотя неосознанные и инстинктивные факторы имеют огромное значение, такие факторы окружающей среды, как отношение к ребенку родителей, столь же важны. В значительной степени проблемы ребенка претерпевают изменения вместе с изменениями окружающей среды.

    Может быть продемонстрировано наличие предшественников Суперэго на протяжении первых двух лет жизни.

    Суперэго возникает на четвертом году жизни.

    Важнейшие влечения — агрессивные.

    Важнейшие влечения — сексуальные.

    Всякий анализ, оказавшийся не в состоянии проникнуть к стадиям инфантильной тревоги и агрессивности с целью их разрешения, является совершенно неполным.

    Основная задача анализа — устранение вытеснения и разрушение компромиссных (защитных) образований.

    В отношении практики

    Детей можно подвергать анализу начиная с трехлетнего возраста и старше.

    Можно подвергать анализу детей с двухлетнего возраста, для того чтобы успешнее разрешать самые ранние конфликты.

    Детали применяемого метода зависят от возраста ребенка. Для детей, находящихся в периоде до латентной фазы, расслабление на кушетке и свободные ассоциации являются неподходящими техниками. Поэтому детям разрешается прохаживаться, говорить, рассказывать истории и сны или играть, и все эти виды деятельности используются в интерпретации, которая, как и в случае со взрослыми, носит постепенный характер.

    Метод сосредоточен вокруг фантазируемой жизни ребенка, раскрывающейся в игре. Интерпретации даются непосредственно, и даже самые глубокие интерпретации могут быть даны во время первой встречи.

    Материал, с которым аналитик имеет дело (по крайней мере, в виде интерпретаций), включает широкий спектр сексуальных и агрессивных фантазий из первого года жизни (в том числе эдиповы желания, желание разрушить материнское тело, а также стремление инкорпорировать отцовский пенис).

    При психоанализе маленький ребенок отличается от взрослого по двум пунктам:

    1) Эго маленького ребенка не развито, и его основной проблемой является достижение контроля над своими примитивными инстинктами. Поэтому при анализе ребенка (так же как и при анализе психотического больного) необходима осторожность при интерпретациях.

    2) Маленький ребенок не развивает типичного невроза переноса; он постоянно реагирует на актуальную ситуацию и в своей реакции не репродуцирует переживания прошлого на аналитика.

    Требуется содружество родителей как в обеспечении регулярности визитов ребенка к аналитику, так и в предоставлении информации и отчетов о прогрессе. Аналитик не делает никаких попыток давать советы или менять семейную ситуацию ребенка. Напротив, аналитик заинтересован в сохранении семейной ситуации без изменений на протяжении терапии, так как он стремится изучить генезис симптомов и характера ребенка.

    Родители не вовлекаются, так как вымышленная жизнь ребенка намного важнее.




    Please publish modules in offcanvas position.