Политика государственного социального страхования

    Содержание материала

    §1. Медицинское страхование

    На рубеже 90-х годов бюджетные возможности государства стали сокращаться. Органы управления здравоохранения начали выступать за более кардинальные меры по реформированию и организации здравоохранения.

    Медицинское страхование стало рассматриваться как наиболее адекватная рыночной экономике система здравоохранения, улучшающая качество медицинских услуг.

    В июне 1991 г. был принят закон «О медицинском страховании граждан Российской Федерации» № 1499-1.

    Закон определил правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования населения в России.

    Изменения, касающиеся финансирования/Здравоохранения, состояли в следующем:

    •   организации перечисляют страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающих;

    •   страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения производятся органами государственного управления за счет бюджетных средств;

    •   объем и условия оказания бесплатной медицинской помощи в рамках обязательного медицинского страхования (ОМС) определяется базовой программой ОМС, утверждаемой правительством, и территориальными программами, принимаемыми на основе базовой местными органами власти;

    •   в соответствии с утвержденными программами ОМС устанавливаются размеры страховых взносов;

    •   помимо обязательного, может осуществляться и добровольное страхование за счет организаций и личных средств граждан.

    Нужно заметить, что новая система финансирования здравоохранения по сути в новой форме воспроизводит и развивает ту систему финансирования, которая предусматривалась моделью нового хозяйственного механизма. Нормы бюджетного финансирования транс формировались в страховые взносы из бюджета по фиксированным ставкам. Идея введения нормативов бесплатной медицинской по мощи населению превратилась в идею базовой программы ОМС. Положение, разрешающее учреждениям здравоохранения и заинтересованным организациям заключать договоры на выполнение услуг сверх вышеуказанных нормативов, получило развитие в вида добровольного медицинского страхования. В дополнение к модели бюджетной медицины, модель ОМС предусматривала новый источник гарантированного поступления средств в отрасль — платежи организаций по обязательному медицинскому страхованию. Изменения в порядке финансирования здравоохранения шли в русле прежних попыток преобразования финансовых потоков в отраслевое русло.

    Однако, что касается финансовых потоков в самой отрасли, то модель страховой медицины предполагала принципиальные нововведения. В системе здравоохранения появляются новые субъекты - страховые медицинские организации. Предприятия и органы государственного управления, выступающие страхователями, должны заключать договоры со страховыми организациями, которые, в свою очередь, выбирают медицинские учреждения и оплачивают лечебно профилактическую помощь, предоставленную застрахованным лицам.

    Новая модель предусматривала появление внутри отрасли финансовых институтов, аккумулирующих бюджетные и внебюджетные средства и имеющих возможность на законных основаниях осуществлять с ними коммерческие операции. Для чиновников, определяющим условия перечисления бюджетных средств медицинским страховым компаниям, проводящих аккредитацию медицинских учреждений, устанавливающих цены на медицинские услуги, порядок расчетов с медицинскими учреждениями и т. п., открывались многообразные возможности извлечения выгоды из своего положения.

    Первоначально предполагалось осуществить переход к страховой медицине в течение 1992—1993 гг. Впоследствии срок введения системы обязательного медицинского страхования во всех регионах был перенесен на 1994 г. В процессе подготовки к повсеместному введению обязательного медицинского страхования были внесены серьезные коррективы во внедряемую модель. Согласно Закону о медицинском страховании, функции страховщиков должны выполнять страховые медицинские организации, не зависящие от органов управления здравоохранением и медицинских учреждений. Не предусматривалось создание каких-либо специальных организаций для сбора и аккумулирования взносов на ОМС.

    Please publish modules in offcanvas position.