Теория государства и права - Марченко М. Н.

    Содержание материала

    ВВЕДЕНИЕ

    Вопросам теории государства и права в отечественной и зарубежной юридической литературе традиционно уделялось и уделяется большое внимание. Об этом свидетельствуют, в частности, опубликованные на рубеже XIX—XX вв. работы известных российских ученых-юристов и философов С. А. Муромцева «Определение и основное разделение права» (М., 1879), Н. М. Коркунова «Лекции по общей теории права» (СПб., 1904), Е.Н.Трубецкого «Энциклопедия права» (М., 1906), Ф. Ф. Кокошкина «Русское государственное право» (М., 1908), Г. Ф. Шершеневича «Общая теория права», т. 1—4 (М., 1910—1912), И. В. Михайловского «Очерки философии права» (Томск,   1914) и др.

    О значительном внимании к вопросам теории государства и права в послереволюционный период говорят также многочисленные монографии по данной тематике, а кроме того — учебники и учебные пособия. В числе последних — работы А. И. Денисова «Теория государства и права» (М., 1984), М. П. Каревой, С. Ф. Кечекьяна, А. С. Федосеева и Г. И. Федькина «Теория государства и права» (М., 1955), К. А. Моки-чева «Теория государства и права» (М.,  1971) и ряд других.

    Особенно большое число учебников и учебных пособий по теории государства и права, равно как и по другим юридическим дисциплинам, было подготовлено отдельными авторами и коллективами авторов за последние годы. Начавшаяся в 1985 г. «перестройка» и демократизация общественно-политической и государственной жизни на основе новых принципов и социальных ценностей стимулировали данную работу, подтолкнули авторов к написанию новых учебников.

    Одновременно остро встал вопрос не только и даже на столько о количестве изданных учебников и учебных пособий по теории государства и права, сколько об их качестве. Важной оказалась проблема оптимального сочетания новых взглядов с традиционным, ставшим классическим для отечественного государствоведения и правоведения материалом. Не менее актуальной оказалась проблема переоценки некоторых устаревших, хотя и сложившихся лишь за последние десятилетия в нашей стране государственно-правовых, политико-правовых и духовных ценностей1.

    Речь идет, в частности, о необходимости «корректировки» укоренившегося в сознании юристов, политологов, философов, социологов и специалистов в области других общественных наук представления о государстве, праве, политике и демократии лишь как о «чисто» классовых  явлениях,   институтах  и  учреждениях,   тогда   как  они   сочетают

    Об этом см. работу Мальцева Г. В, Понимание права. Подходы и проблемы. М., 1999.

    в себе наряду с классовыми также национальные, групповые, клановые, этнические, личные и многие другие цели и интересы.

    Речь идет также об изменении отношения под влиянием появившихся новых фактов и обстоятельств к таким политико-юридическим по своей природе явлениям, институтам и учреждениям, как правовое государство, принцип разделения властей, институт частной собственности, многопартийность и множественность («плюрализм» — американский вариант) идеологий, деление права на публичное и частное и др. Раньше они воспринимались, как правило, лишь в сугубо критическом, точнее — негативном плане, тогда как опыт России и других государств показывает, что их следует рассматривать и в позитивном плане. В каждом из них наряду с отрицательными сторонами есть и несомненные положительные стороны.

    Следует отметить, что процесс переоценки некоторых ценностей и изменения отношения к отдельным явлениям, институтам и учреждениям в нашей стране и в других ранее именовавших себя социалистическими странах не всегда проходил гладко, безболезненно. Иногда он сопровождался со стороны отдельных авторов, в частности специалистов в области конституционного (прежнего — государственного) права, приступами самобичевания и раскаивания в совершении ими неких теоретических «грехов» в прошлом и столь же эмоциональными заверениями и заклинаниями быть «правильными», политически и идеологически непогрешимыми в настоящем и будущем.

    Однако, несмотря на отдельные эмоциональные, зачастую порожденные новой политической конъюнктурой в России и других странах «всплески», в целом вполне естественный, обусловленный объективными изменениями в экономике, обществе и государстве процесс пересмотра некоторых прежних взглядов и подходов, а также зарождения и становления новых государственно-правовых воззрений и доктрин проходил вполне естественно и достойно.

    И это понятно, поскольку в данном случае речь идет не о крушении каких-то политических или идеологических идеалов и нереализованных амбиций, затрагивающих значительные слои населения или отдельные группы людей, а о закономерном процессе непрерывного развития и совершенствования юридической науки и образования. Последние имеют свои непреходящие, фундаментальные академические и образовательные ценности, не подверженные ни конъюнктурной эрозии, ни влиянию со стороны непрерывно возникающих в обществе и по истечении определенного времени канущих в Лету сиюминутных политических и государственно-правовых идей. Это касается, в частности, представлений о государстве и праве, законности и конституционности, правотворчестве и правоприменения, правонарушении и правомерном поведении, наконец, о месте и роли государства и права в жизни общества и политической системы1.

    Какие, например, функции выполняет право в жизни общества и какова его реальная роль по отношению к государству? Меняются ли

    См.: Байтин М. И. Сущность права (современное нормативное правопонимание на грани двух веков). Саратов, 2002. С. 41 — 105.

    они применительно к разным типам государства и права или же остаются неизменными?

    Безусловно, меняются, и весьма существенно. В силу неразрывной связи государства и права можно с полной уверенностью сказать, что каковым по своей сущности и назначению является государство, таковым будет и право. Какова социально-классовая роль в обществе государства, таковой будет и роль права.

    Следует отметить также, что государство и право взаимозависимы друг от друга, но в то же время они относительно самостоятельны. Если государство издает правовые акты, обеспечивает их соблюдение и в случае неисполнения содержащихся в них требований применяет принудительную силу, то право, в свою очередь, активно воздействует на государство путем установления общеобязательных для всех его органов, должностных лиц и организаций правил поведения. С помощью норм права закрепляется их статус, определяются рамки их деятельности, устанавливаются их структура, порядок деятельности и взаимоотношений.

    Но означает ли это, что такая взаимосвязь и взаимозависимость относится лишь к определенному типу государства и права, а не имеет общего, фундаментального характера, так же как и функции права по отношению к государству и обществу, его роль? Нет, не означает.

    Независимо от типа, формы или просто превходящих обстоятельств по отношению к государству и обществу право всегда выступает прежде всего как регулятор общественных отношений — экономических, политических и иных отношений. Право закрепляет существующий в той или иной стране государственный и общественный строй. В этом заключается одна из его функций и назначение. Устанавливая конкретные права и обязанности сторон (граждан, должностных лиц, общественных и государственных организаций), право вносит определенный порядок в общество и государство, создает юридические предпосылки для его активности и эффективности.

    Именно поэтому каждое государство стремится не только к изданию отвечающих его интересам законов и других правовых актов (постановлений, декретов, распоряжений и т. п.), но и к их полному осуществлению. Не случайно в таких фундаментальных юридических актах, как Кодекс Наполеона, особо указывается на то, что «законы являются подлежащими исполнению на всей Французской территории». Что «нельзя нарушать частными соглашениями законов, затрагивающих общественный порядок и добрые нравы». И что судья, который откажется судить «под предлогом молчания, темноты или недостаточности закона», может подлежать преследованию по обвинению «в отказе в правосудии».

    Наряду с функциями закрепления и регулирования общественных отношений право в любом обществе и государстве выполняет также воспитательную роль, которая проявляется в том, что закон опирается не только на государственное принуждение, но и на убеждение. И это положение имеет общее, фундаментальное значение. Небезынтересно отметить, что еще римские юристы придавали огромное нравственное и воспитательное значение праву.

    Цицерон, например, считал, что «закону свойственно также и стремление кое в чем убеждать, а не ко всему принуждать силой и угрозами». По его мнению, каждому закону должно сопутствовать введение (преамбула), цель которого — укрепить «божественный авторитет закона» и использовать страх божьего наказания для предотвращения его нарушения.

    На авторитет, воспитательную роль закона и на божью кару уповали не только римские юристы и философы, но и многие мыслители более поздних времен. «Величие и ничтожность человека настолько зримы,— писал великий французский философ Вольтер (1694—1778),— что истинной религии необходимо поучать нас тому, что в человеке заложен некий огромный принцип величия и одновременно — некий огромный принцип ничтожества».

    Воспитательная роль права'проявляется и в том, что оно призвано развивать в людях чувство справедливости, правды, добра, гуманности. Закон есть «царь всех божественных и человеческих дел»,— с пафосом провозглашали римские юристы. Нужно только, чтобы он стоял «во главе как добрых, так и злых», служил «мерилом справедливого и несправедливого». Он приказывает делать то, что «должно быть совершаемо».

    Помимо названных функций право по отношению к любому обществу и государству выполняет и иную, более разнообразную роль. Данный вывод, как и многие другие положения теории государства и права, имеет не локальный или преходящий, а общий, универсальный, не подверженный сиюминутным политическим или иным влияниям характер.

    В предлагаемом учебнике по теории государства и права, выходящем вторым изданием, предпринимаются попытки оптимального сочетания фундаментального материала и прикладного, традиционных, классических выводов и подходов к исследованию предмета с современными, новыми подходами.

    При подготовке учебника использовался отечественный и зарубежный опыт написания подобных работ. Учтены современные научные исследования в сфере государственной и правовой жизни, а также новейшее российское и отчасти зарубежное законодательство. В работе представлен широкий спектр мнений по рассматриваемым проблемам.

    Автор выражает искреннюю благодарность официальным рецензентам за огромную помощь в подготовке настоящего учебника к печати.


    Please publish modules in offcanvas position.