Уголовная социология - Э. Ферри

    Содержание материала

    Предисловие составителя серии «Библиотека криминолога»

    Энрико Ферри (1856—1929) — выдающийся итальянский криминолог. Родился в 1856 г. Окончил юридический факультет Болонского университета. В 1878 г. защитил и опубликовал докторскую диссертацию «Теория невменяемости и отрицание свободной воли». С 1880 г. — приват- доцент Туринского университета. Там познакомился с Чезаре Ломброзо. Совместно с Ломброзо и Гарофало основал журнал «Архив психиатрии, уголовного права и уголовной антропологии».

    В 1881 г. опубликова работу «Новые горизонты уголовного и уголовно-процессуального права», последующие издания которой выходили под названием «Уголовная социология».

    С 1884 г. — профессор уголовного права в университетах Болоньи, Сиены, Пизы и Рима.

    Помимо научной работы Э. Ферри активно участвовал в политической жизни Италии. Многие годы был депутатом итальянского парламента, в 1893 г. возглавил Итальянскую социал-демократическую партию. В 1894 г. опубликовал работу «Социализм и позитивная наука: Дарвин, Спенсер, Маркс». С 1919 г. возглавлял комиссию парламента по подготовке проекта уголовного кодекса. Основные положения этого проекта вошли в уголовный кодекс, принятый в 1930 г. Муссолини.

    Скончался Э. Ферри в 1929 г.

    Э. Ферри сам себя считал представителем «позитивистской» школы уголовного права. В работе «Уголовная социология» он подробно раскрывает смысл этого научного направления.

    По его мнению, «позитивная школа уголовного права не занимается исключительно антропологическим изучением преступника. Она является полным обновлением науки, радикальным изменением метода уголов-

    4

    ной социальной патологии и предлагает новые, наиболее действенные социальные и юридические меры борьбы».

    «Наука о преступлении и наказании, — пишет Э. Ферри, — была прежде изложением силлогизмов, созданных одной силой логического мышления; наша школа сделала из нее науку позитивного наблюдения,

    которая, опираясь на антропологию, психологию, уголовную статистику, а также на уголовное право и тюрьмоведение, составляет ту синтетическую науку, которую я назвал уголовной социологией».

    Сам по себе такой комплексный подход к познанию преступности и преступного поведения не потерял своей актуальности и в начале XXI в. Сейчас как никогда необходимо синтезирование знаний, полученных в ходе биотехнологической революции, с исследованиями, проводимыми в рамках отдельных наук уголовно-правового цикла. Можно не соглашаться со многими постулатами позитивистов (особенно в части антропологического описания преступника), но следует признать, что главный метод позитизма, состоящий в синтезировании знаний, остается важным инструментом познания.

    Будучи по убеждениям социалистом, Э. Ферри полагал, что в будущем (т.е. в XX в.) при «более благоустроенном общественном строе» исчезнет уголовный суд как орудие жесткой репрессии и классового господства и останется только как функция клиническая. «По мере того как социальная справедливость будет развиваться глубже и полнее, — считал Э. Ферри, — значение уголовного правосудия будет уменьшаться. И мало- помалу правосудие перестанет быть принудительным, внешним, вещественным, а будет делаться все более общим, внутренним, природным чувством».

    Мог ли предполагать социалист Э. Ферри, что «более справедливый общественный строй» приведет не к «исчезновению уголовного правосудия как политического учреждения», а к появлению Освенцима и Бухен- вальда у немецких национал-социалистов и гулаговских лагерей у советских социалистов? Также не мог предполагать социалист Э. Ферри, что его «самый передовой и справедливый» уголовный кодекс будет служить инструментом осуществления фашистского террора у итальянских национал-социалистов.

    История, безусловно, сыграла злую шутку с ученым. Но это никак не умаляет его выдающийся вклад в развитие юридической науки.

    Доктор юридических наук В.С. Овчинский

    Please publish modules in offcanvas position.