В 1951 г. был подписан Сан-Францисский мирный договор между США и Японией,
а также "договор безопасности", который вступил в силу в 1952 г. вместе со специальным Административным соглашением. На основании этих документов были формально отменены все ограничения национального суверенитета Японии, в том числе право оккупационных властей санкционировать принятые японским парламентом законы и бюджет. Американо-японский договор вместе с тем давал США право размещать свои наземные, воздушные и морские силы в Японии, а также предусматривал использование американских вооруженных сил для подавления "крупных внутренних бунтов и беспорядков в Японии". При этом специально оговаривалось, что Япония будет все в большей мере принимать на себя "ответственность за собственную оборону". Так открывался путь к восстановлению военной силы страны.
На основе специального Административного соглашения американские войска, размещаемые в Японии, получали название "гарнизонных войск", чье пребывание в "независимой стране" оправдывалось договорно-правовыми основаниями. На личный состав вооруженных сил США распространялся в силу этого экстерриториальный статус, они были изъяты из-под действия японских законов, получали льготы на пользование железнодорожным транспортом, телефонными и телеграфными средствами связи и пр. Только в 1953 г. японские власти "отвоевали" право привлекать в ограниченном числе случаев американских солдат и офицеров, совершивших преступление, к уголовной ответственности.
" Обратный курс" в политике декартелизации укрепил на новой основе позиции крупного японского капитала, усилил процесс слияния ранее раздробленных компаний, что привело к возрождению мощных финансово-промышленных групп Мицуи, Мицубиси, Сумитомо и др. Они лишь изменили свою организационную и производственную структуры. Отменена была в 1951 г. чистка экономических органов, проводившаяся ранее на основе требований демилитаризации. Была ликвидирована Комиссия по упорядочению дочерних держательских компаний, непосредственно ведавшая демонополизацией, роспуском головных компаний бывших "дзай-бацу". Государство вновь начинает принимать непосредственное участие в развитии военного производства. Укрепляется взаимодействие государства с "высшими органами" финансово-промышленного капитала, призванными устранять разногласия между отдельными предпринимательскими группами, вырабатывать основы политики в сфере экономики. Это Федерация экономических организаций, Федерация предпринимательских организаций Японии, Японская торгово-промышленная палата, Общество экономических единомышленников и пр. Важным звеном непосредственного сотрудничества и совместной работы представителей крупного капитала и государственного аппарата становится Консультативный совет при премьер-министре по вопросам экономики.
В 1960 году в обстановке широкого движения за отмену "договора безопасности", ликвидации американских военных баз на японской территории, вывода из Японии американских вооруженных сил был заключен новый договор "О взаимном сотрудничестве и гарантиях безопасности", фактически оформивший японо-американский военный союз. Этим договором предусматривались обязательства Японии усилить свой военный потенциал в целях "отражения общей безопасности", а также продлевался еще на 10 лет срок существования американских баз на японской территории. Впоследствии этот договор стал продлеваться автоматически. Новые положения договора о расширении экономического сотрудничества (в частности, о предоставлении Японии американских лицензий для производства новейшего вооружения) сопровождались изъятием старых статей, позволяющих США принимать участие в подавлении "крупных беспорядков". "Охрана мира и независимости страны, обеспечение ее национальной безопасности" были возложены на Управление национальной обороны Японии.
Не имея возможности опираться впредь на военную силу США в наведении внутреннего порядка, правительство в 1952 г., несмотря на массовое сопротивление демократических сил, принимает новый репрессивный Закон о предотвращении подрывной деятельности, предусматривающий уголовную ответственность за "внутренние восстания", "гражданские беспорядки" и подстрекательство к ним. Закон устанавливал также административно-правовые санкции в отношении "подрывных организаций", даже тех, "которые осуществляли подрывную деятельность в прошлом, а сейчас вызывают опасения, что повторят ее". К этим организациям могла быть применена одна из двух "мер регулирования": ограничение деятельности организации или ее роспуск. Предусматривалось законом и создание двух специальных органов: Управления по расследованию и Бюро общественной безопасности. Первому вменялось в обязанность расследовать подрывную деятельность (как соответствующей комиссии США по расследованию антиамериканской деятельности), второму - непосредственно применять "меры регулирования".
"Обратный курс" был связан и с возрождением военной силы страны, которое началось с формирования так называемого резервного полицейского корпуса в составе 75000 человек, преобразованного в 1952 г. в "охранные войска", с восстановления ее военно-морских и военно- воздушных сил. В 1952 г. при Управлении национальной обороны создан Комитет по планированию развития вооруженных сил. Им был разработан трехлетний план развития вооруженных сил, предусматривающий создание основ сбалансированной системы сухопутных, военно-морских и военно-воздушных войск, оснащаемых американским оружием, поставляемым в порядке безвозмездной помощи. Дальнейшее развитие вооруженных сил Японии происходило на основе пятилетних планов, предусматривающих пополнение армейского вооружения за счет развития отечественного производства.
Качественно новый этап "оборонной политики Японии" обозначился в начале 80-х гг. Об этом свидетельствовал не только рост военных расходов, но и участие Японии в осуществлении американских военных программ, в расширении не только экспорта оружия, но и американской военной технологии.
В бюджете на 1987 г., например, военные расходы впервые за послевоенные годы превысили 1% от валового национального продукта страны, что свидетельствовало об отказе правительства от традиционного верхнего лимита их роста, установленного в 1976 г. Кабинетом министров. Это означало, что новым "ограничением" военных бюджетов становилась лишь сумма, запрошенная Управлением национальной обороны на осуществление очередного пятилетнего плана наращивания вооружений. В настоящее время Япония обладает военной силой, формируемой на контрактной основе, оснащенной всеми видами современного вооружения, кроме атомного.
Вместе с формальной отменой ограничений национального суверенитета началось и окончательное оформление политической системы Японии, которое завершилось в середине 50-х гг. Произошло объединение левой и правой социалистических партий Японии, восстановлено единство Коммунистической партии, сложилась на основе объединения Либеральной и Демократической партий доминирующая политическая сила в лице Либерально-демократической партии, на долгие годы монополизировавшая государственную власть. Формирующиеся в последние годы коалиционные кабинеты существенно не затронули этой монополии, которая держится на особой системе "сбора голосов", главным образом, в сельских районах.
В этой системе ключевую роль играют финансовые возможности ЛДП как правящей партии, зависимость префектур, особенно сельских, от государственного бюджета. Под лозунгом "Хозяйственного развития провинций" правительство выделяет средства местным органам власти, поддерживающим кандидатов ЛДП, а через организации с правом "особого юридического лица" (банк Японии, Центральный сельскохозяйственный фонд и пр.) финансирует своих непосредственных избирателей, представителей мелкого и среднего бизнеса, сельскохозяйственных предприятий, рыбаков, то есть тех, кому закрыты кредиты частных банков.
*
"Особое юридическое лицо" - организация, общество, созданное на основе специально принятого закона, для выполнения определенных государственных или общественных задач.
Ведущие функционеры Либерально-демократической партии вместе с высшими чиновниками государственного аппарата, а также представителями крупного бизнеса представляют собой те крепко связанные круги правящей элиты, в руках которой и сконцентрирована вся государственная власть в стране. Сам премьер-министр лишен возможности принять то или иное решение, не согласованное с мнением "правящей триады", но он выполняет функции своего рода политического арбитра, если в ней возникают разногласия.