История государства и права зарубежных стран.Часть 2 - Крашенинникова Н.А - Глава 6. Китай

    Содержание материала

    Глава 6. Китай

    Империя Цинов в XIX в. К началу XIX в. в Китае по-прежнему продолжало существовать традиционное общество, в котором определенное развитие приобрели мелкое крестьянское ремесло и кустарная промышленность. Вместе с тем в некоторых районах страны началось довольно широкое распространение товарно-денежных отношений. Шел процесс концентрации земельной собственности и обезземеливания крестьянства. Жестокая эксплуатация крестьян и городской бедноты феодалами, ростовщиками и торговцами дополнялась национальным гнетом.

    Как уже отмечалось ранее (см. часть 1 учебника), с XVII в. Китаем правила маньчжурская династия Цин. Маньчжуры занимали главные посты в вооруженных силах и гражданской администрации. Власть верхушки немногочисленных маньчжурских племен над многомиллионным китайским народом держалась на союзе завоевателей с китайскими феодалами.

    Утвердившись на троне китайских императоров - богдыханов, маньчжуры не внесли больших изменений в структуру государственных органов предыдущей династии. Китайский император являлся неограниченным монархом, замещавшим трон наследственно и по принципу первородства. Но этот порядок строго не соблюдался. Император перед кончиной мог избрать своим преемником любого из своих сыновей, а если таковых не было, то любого из принцев императорской крови. Император был верховным законодателем и верховным жрецом, которому принадлежало исключительное право принесения жертв и молений "Верховному небу", а также неограниченное право карать и миловать своих подданных.

    Высшими государственными учреждениями империи Цинов были Императорский секретариат и Военный совет. Первоначально важнейшими военными и гражданскими делами ведал Императорский секретариат, созданный еще в 1671 г. из равного числа маньчжурских и китайских сановников. После 1732 г., когда для более оперативного руководства военными действиями в завоевательных походах богдыханов был учрежден Военный совет, решение всех важных государственных дел перешло к этому новому органу.

    Высшая исполнительная власть осуществлялась императором, как и при династии Минов, через шесть центральных министерств (приказов): чинов, налогов, церемоний, военного, уголовных наказаний, общественных работ. Имелись также и другие центральные учреждения. Так, контроль за деятельностью столичных и местных чиновников осуществляла ведущая свою историю со II в. до н. э. Палата цензоров, а разбором кассационных жалоб занимался Верховный суд.

    Китай времен Цинской династии характеризовался наличием сильной власти на местах, сосредоточенной главным образом в руках наместников и губернаторов. Страна была разделена на провинции, а последние, в свою очередь, на области, округа и уезды. Во главе каждой провинции стояли военный и гражданский губернаторы (чаще всего они были маньчжурами), которые подчинялись наместнику, сосредоточившему в своих руках военную и гражданскую власть. Области, округа и уезды возглавлялись начальниками, управляющими соответствующими единицами при помощи чиновников и старост стодворок и десятидворок. На всех уровнях судебная власть была соединена с администрацией, но обычно для осуществления судебных разбирательств выделялись

    специальные чиновники .

    *

    Подробнее о традиционной системе управления в Китае см.: История государства и права зарубежных стран. Учебник для вузов. Часть 1. М., 1996. С. 388-391.

    Формально доступ на государственную службу был открыт всем, сдавшим специальные экзамены на ученую степень, которые до последних лет династии Цинов были трех ступеней. Третья (высшая) степень присваивалась после экзаменов в уезде, затем в провинции, в столице.

    Чиновничество, как и при прежней династии, делилось на девять классов, каждому из которых присваивались определенные знаки отличия.


    Please publish modules in offcanvas position.