Конституция КНР 1954 г.
В 1952 г. в Китае был завершен восстановительный период. К концу его было не только восстановлено промышленное и сельскохозяйственное производство в стране, но и превзойден его довоенный уровень. Правящая партия коммунистов взяла курс на широкомасштабное плановое экономическое строительство. В 1952 г. ЦК КПК разработал генеральную линию на переходный период, предусматривавшую "строительство социализма" в стране. Основные положения генеральной линии КПК на переходный период вошли в государственный документ самого высокого ранга - Конституцию КНР. Предложение о подготовке проекта конституции было внесено в ЦНПС высшим органом правящей партии через Единый народно-демократический фронт в начале 1953 г.
13 января 1953 г. ЦНПС КНР принял Постановление о созыве Всекитайского собрания народных представителей и местных собраний народных представителей. Одновременно были образованы комиссии по выработке проектов Закона о выборах и Конституции КНР. Закон о выборах предусматривал избрание высшего органа власти Всекитайского собрания (съезда) народных представителей (ВСНП), который должен был принять конституцию. Его избрание предусматривалось путем многостепенных выборов собраниями (съездами) народных представителей (СНП), войсковыми избирательными единицами, а также административным органом - комиссией по делам китайских граждан за границей. В Тибете и округе Чамдо депутаты выделялись правительственными органами этих единиц. Впервые в истории КНР всеобщие выборы проходили в период с мая 1953 г. по август 1954 г., т. е. заняли более чем годичный срок. Они не проводились в некоторых национальных районах, где еще не была осуществлена земельная реформа и другие преобразования. Первая сессия ВСНП первого созыва открылась в Пекине 15 сентября 1954 г. Конституция была принята 20 сентября и вслед за ней - пять органических (организационных) законов, определяющих принципы формирования, построения и деятельности государственных органов (ВСНП, Государственного совета, местных СНП и народных правительств, судов и прокуратур). В отличие от Общей программы НПКСК Конституция 1954 г. ставила задачу построения социалистического общества и в качестве основных задач переходного к социализму периода называла постепенное осуществление социалистической индустриализации, завершение социалистических преобразований в сельском хозяйстве, кустарной промышленности, а также в капиталистической промышленности и торговле. КНР определялась как государство народной демократии, власть в котором "принадлежит народу в лице Всекитайского собрания народных представителей и местных собраний народных представителей" (ст. 2). Конституцией провозглашались равенство граждан перед законом и национальное равноправие, а также гарантии социально-экономических и других прав граждан. Специально провозглашались принципы осуществления правосудия только судами, полноправного участия в судебных процессах народных заседателей, независимости судей и подчинения их только закону, гласности суда и обеспечения обвиняемому права на защиту.
ВСНП становилось единственным органом, осуществлявшим законодательную власть. Значительная самостоятельная компетенция была предоставлена Постоянному Комитету (ПК) ВСНП. В систему высших органов власти Конституция ввела институт Председателя КНР, статус которого явился некоторой модификацией правового положения председателя ЦНП. Председатель по Конституции представлял КНР в международных отношениях и возглавлял вооруженные силы, являясь Председателем. Государственного комитета обороны. В его функции входил также созыв Верховных государственных совещаний, вырабатывавших предложения "по важным государственным вопросам". Административный совет заменялся Государственным советом - центральным правительственным органом, ведавшим в полном объеме всеми отраслями управления страны.
В полномочия высших органов вскоре после принятия Конституции пришлось внести существенные изменения. Уже на 2-й сессии ВСНП I созыва (1955 г.) ПК ВСНП было предоставлено право издания "частных законоположений". Однако последующая практика нормотворческой деятельности позволяет сделать вывод, что законодатель имел в виду прежде всего возможность внесения изменений в законы, принятые собранием. Фактически с конца 50-х гг. ПК ВСНП стал единственным законодательным органом страны, так как законодательная деятельность ВСНП постепенно прекратилась.
Представительные органы создавались во всех традиционных единицах административно- территориального деления. Что касается местных органов управления, то они базировались не только на конституционных административно-территориальных единицах - сохранилась система делегированных административных органов в особых районах, округах провинции и в уездах. В качестве ступеней национальной автономии Конституция выделила автономные области, автономные округа, автономные уезды. Кроме того, в качестве уже неавтономных единиц административно- территориального деления были предусмотрены национальные волости. Принцип национального самоопределения в Конституцию включен не был.
После принятия Конституции 1954 г. была сформирована новая система государственных органов, принят ряд нормативных актов, которыми государственно-правовая система приводилась в соответствие с Конституцией, и пр. Однако этот процесс наталкивался на препятствия как объективного, так и субъективного порядка. К первым относились, например, недостаток образованных кадров, низкий уровень грамотности и культуры населения и т. п.; вторые порождались позицией партократического руководства страны, не заинтересованного в подлинной демократизации государственной и общественной жизни, приверженного командно-административным методам управления. Это не замедлило сказаться прежде всего на положении представительных органов. Законодательные функции постепенно переходят от ВСНП к его Постоянному Комитету, а власть на местах - к исполнительным органам - народным комитетам. Руководящий состав этих органов часто совпадал с руководством партийных комитетов КПК.
Довольно своеобразные отношения парткомов и руководства оперативных органов установились в правоохранительных учреждениях, где парткомы стали подменять судебные комитеты и коллегии прокуратур. Территориальные парткомы не только вмешивались в рассмотрение судами конкретных дел, но секретари парткомов часто принимали на себя функции судей.
Деформация государственного строя КНР в период "большого скачка" и "культурной революции" (1958- 1976 гг.).>
"Большой скачок" - название массовой политической кампании, организацией которой ставилась задача многократного увеличения экономической мощи Китая в кратчайший исторический срок ("три года упорного труда - десять тысяч лет счастья"). "Большой скачок" был провозглашен в 1958 г., однако его предтечей явились две других кампании, начавшиеся годом раньше: "борьбы против правых буржуазных элементов" и "исправления стиля". Заостренная вначале против руководства некоммунистических партий и старой университетской профессуры, первая кампания вскоре была перенесена в ряды КПК и государственные учреждения. " Правых элементов" и сторонников "иностранных шаблонов" находили везде. Приклеивание ярлыка "правый элемент" влекло увольнение с работы, исключение из вуза, иногда и высылку.
Кампания "исправления стиля" также вышла за пределы партийной чистки и распространилась на другие партии и массовые организации, государственные учреждения, высшие учебные заведения и т. д. В августе 1957 г. Госсоветом принимается Постановление по вопросам трудового перевоспитания, в соответствии с которым административные органы получили возможность заключать в специальные лагеря на неопределенный срок лиц, не совершивших уголовных преступлений. Принятие этого Постановления вызвало появление мест лишения свободы нового вида - воспитательно-трудовых учреждений.
" Большой скачок" как политическая кампания был направлен на выполнение утопической задачи многократного увеличения в короткий срок производства важнейших видов промышленной продукции за счет мобилизации трудовых ресурсов, увеличения продолжительности рабочего времени и сокращения заработной платы. Одновременно в сельском хозяйстве стала проводиться "коммунизация" деревни, в ходе которой произошло укрупнение ранее созданных сельскохозяйственных производственных кооперативов. Появившиеся в результате этого укрупнения народные коммуны взяли на себя полномочия местных органов власти.
В коммунах обобществление распространилось даже на предметы бытового назначения, не говоря уже о приусадебных участках и домашнем скоте и птице. Одновременно произошло изменение и в оплате труда: были ликвидированы трудодни, главной формой обеспечения стало питание в общественных столовых.
Период "большого скачка" и коммунизации связан с упадком роли представительных органов. На селе они были практически ликвидированы. На других уровнях выборы вообще не проводились с 1958 по 1964 г.
Несостоятельность политики " большого скачка" выяснилась быстро, и уже в начале 60-х гг. началась политика "урегулирования", в ходе которой произошло возвращение к разрушенной в период "большого скачка" системе управления экономикой, восстановлению и укреплению элементов хозрасчета на предприятиях, принципов материальной заинтересованности работников. Был подвергнут серьезному пересмотру и вопрос о народных коммунах, произведено их разукрупнение, введены в их деятельность элементы хозрасчета и пр. Крестьянам были возвращены приусадебные участки, мелкий сельхозинвентарь, разрешено ведение личного хозяйства.
Однако период "урегулирования" не был продолжительным. Уже в 1962 г., после очередного пленума ЦК КПК, началась "кампания за социалистическое воспитание", в ходе которой экстремистское крыло руководства КПК во главе с Мао Цзэдуном путем раздувания культа личности и искусственного обострения классовой борьбы стремилось обеспечить внутренние условия для претворения в жизнь своего "особого" курса. В 1964 г. в рамках "социалистического воспитания" развернулась другая широкая кампания, получившая название "учиться стилю работы у НОАК". Армия была объявлена непревзойденным образцом для партии и всего народа. Армейские порядки превозносились как самый высокий идеал организации. Не только общественно-политическая жизнь и производство, но также культура и быт должны были приближаться к казарменным порядкам по формуле "весь народ - солдаты".
Наиболее деструктивная кампания тех лет ("пролетарская культурная революция"), продолжавшаяся с 1966 по 1976 г., означала левоэкстремистский переворот, в ходе которого были подвергнуты слому конституционная система государственных органов и уставная система организаций и комитетов КПК.
В самом начале она носила характер проработки на страницах печати ряда литераторов и ученых. Затем к ней были подключены отряды молодежи: хунвэйбины ("красногвардейцы" или "красные охранники") из числа учащихся школ и вузов и цзаофани ("бунтари") из других слоев населения. Умело направляемые лидерами "культурной революции" и поддерживаемые воинскими частями, эти отряды были брошены на погром местных и некоторых центральных государственных, партийных органов, профсоюзных и молодежных организаций, администраций учебных заведений, научно- исследовательских институтов и пр. Вооруженной поддержкой хунвэйбинов и цзаофаней руководили специальные "комитеты поддержки левых", создававшиеся при командовании больших военных округов по всей стране и имевшие подчиненные им структуры в нижестоящих военных округах и гарнизонах. Военные составили и костяк порожденных "культурной революцией" новых органов власти - так называемых ревкомов, которые первоначально заменили собой не только местные народные правительства (СНП не созывались), но и местные парткомы и комитеты всех общественных организаций, которые практически прекратили свое существование. Репрессии затронули многие миллионы людей. Карательные функции в период "культурной революции" осуществляли объединенные под военным контролем специальные органы, " комиссии по искоренению контрреволюции", "органы (комитеты, отделы, штабы) пролетарской диктатуры" или просто "органы диктатуры".
К концу 1968 - началу 1969 г. лидеры "культурной революции", видимо, сочли, что проведенная глубокая чистка уже укрепила их руководящее положение. Главной задачей XI съезда КПК 1969 г. стало формирование высшего руководства партии, что свелось к почти полному включению "пролетарского штаба" в состав политбюро ЦК КПК. Партия воссоздавалась сверху и снизу. После центральных органов стали формироваться низовые ячейки и парткомы. С окончанием формирования парткомов провинциального уровня "ревкомы" стали выполнять преимущественно функции местных правительств.
Конституционное закрепление "ревкомов" в качестве правительственных органов произошло в 1975 г. Но до этого состоялся еще один съезд КПК (X), когда в состав ЦК вошли и некоторые ранее ошельмованные члены политбюро и другие партийные деятели высокого ранга, в том числе и Дэн Сяопин (впоследствии его кооптировали в состав политбюро).
Во время "культурной революции" только что начавшие создаваться правовые основы государства были разрушены. "Культурная революция" создала свою государственно-политическую систему, которая до 1975 г. не имела даже формального подобия конституционно-правового закрепления. Только в 1975 г. первой и единственной сессией ВСНП четвертого созыва была принята новая Конституция КНР, которая была значительным регрессом по сравнению с первой, Конституцией 1954 г. Это был чрезвычайно краткий (всего 30 статей) документ, представляющий собой скорее политическую декларацию, нежели правовой акт. Новая Конституция была призвана легализовать некоторые институты и политические установки, порожденные "культурной революцией". "Ревкомам" фактически придавался статус органов, составлявших политическую основу государства. Формально они объявлялись лишь постоянными органами местных СНП, но им были предоставлены равные с собраниями полномочия, к тому же СНП на практике не созывались. Конституция 1975 г. упразднила пост Председателя КНР и такие институты, как Государственный комитет обороны и Верховное государственное совещание. Ею были значительно сужены полномочия ВСНП И ПК ВСНП, из ее текста были исключены положения о гарантиях и правах депутатов ВСНП, положения о его постоянных комиссиях, упразднена прокуратура и пр. В Конституцию не вошли прежние установления о национальном равноправии и равенстве граждан перед законом, о запрещении дискриминации и гнета в отношении любой национальности и пр.