Менеджмент - Планирование - основные функции менеджмента

    Содержание материала

    3.4. Планирование

    Планирование — процесс обоснования решения и распределения ресурсов (материальных, финансовых, людских, информационных, временных). Планирование зависит от целей и стратегии развития организации. Выделяют следующие виды стратегии планирования:

    стратегия роста во времени (например, объемов продаж, объемов производства, производительности, качества, финансовых показателей и т.д., от достигнутого плюс прирост в %).

    стратегия ограниченного роста во времени (от достигнутого плюс прирост на инфляцию).

    стратегия снижения во времени (себестоимости продукции, финансовых показателей и т.д.).

    стратегия сокращения (функций или подразделений организации, аппарата, численности персонала, рынков сбыта и т.д.).

    комбинированная стратегия.

    По времени различают:

    краткосрочное (оперативное) планирование (на срок до одного года);

    долгосрочное планирование (на срок более года).

    После определения целей и стратегии развития приступают к планированию необходимых для выполнения задачи ресурсов. С точки зрения привлекаемых ресурсов можно провести следующую классификацию планирования:

    материально-техническое планирование (планирование необходимых для выполнения задачи станков, оборудования, запасов, рабочих площадей, мощностей, транспорта, коммуникаций, снабжения, сбыта и т.д.);

    финансовое планирование (планирование будущей прибыльности и рентабельности работы, заработной платы, оборачиваемости средств, кредитов и др.);

    планирование численности персонала;

    временное планирование (построение сетевых графиков, графиков Ганта и т.д.);

    планирование информационной архитектуры организации и ее информационных ресурсов.

    При планировании будущих объемов выпуска продукции необходимо иметь информацию о:

    • жизненных циклах товаров (если предприятие производит и само продает на рынке);

    • возможностях производства;

    • возможностях рынков сбыта.

    Производственный план влияет на издержки. В нем, как правило, указываются:

    • объемы выпуска продукции во времени;

    • количество работающих и расходы на заработную плату;

    • издержки на хранение продукции;

    • издержки по задолженным заказам;

    • издержки по внеурочным работам или простоям;

    • издержки на передачу продукции;

    • издержки по найму и увольнению работников и др.

    В производственном планировании выделяют три стратегии:

    • планирование переменных во времени объемов производства при переменной численности работающих;

    • планирование переменных во времени объемов производства при постоянной численности работающих;

    • планирование постоянных во времени объемов производства при постоянной численности работающих;

    Планирование материальных потребностей для производства осуществляется:

    • с учетом будущих объемов производства (запас материальных ресурсов при этом минимален);

    • без учета будущих объемов производства (с ориентацией на имеющиеся большие запасы материальных ресурсов).

    В некоторых компаниях обеспечение производства материальными ресурсами не предполагает создания запасов, а осуществляется по принципу «точно вовремя», когда комплектующие, сырье, материалы, энергоносители поступают ровно к тому времени, когда это необходимо, что позволяет минимизировать издержки хранения и снизить себестоимость продукции.

    Бизнес-план — это специальный инструмент менеджмента, широко используемый в современной рыночной экономике для инновационной деятельности. Он позволяет дать целостную оценку перспектив и потенциала бизнеса во времени, всесторонне проанализировать намерения и возможности, дать гарантии. Бизнес-план — основа предпринимательства. Для получения дополнительных кредитов или инвестиций необходимо иметь четко обоснованный бизнес-план, в котором будут доказательства того, что новое дело будет прибыльно и рентабельно.

    Инвестиционные планы (планы долгосрочных вложений средств) разрабатываются государственными структурами, частными организациями и частными инвесторами, заинтересованными в привлечении дополнительных финансовых средств.

    Различают следующие виды инвестиций (вложений средств):

    государственные (осуществляются государственными структурами);

    иностранные (осуществляются зарубежными организациями и лицами);

    частные (осуществляются частными организациями и лицами из своих и привлеченных финансовых средств);

    производственные (направляются на новое строительство, реконструкцию, техническое перевооружение предприятий);

    интеллектуальные (вкладываемые в создание интеллектуальных, духовных продуктов: создание музея, телевизионного проекта, шоу, кинофильма и т.д.).

    Качество плана зависит:

    • от выбранной методологии и методик планирования;

    • от выбора показателей планирования;

    • от взаимодействия и единства органов планирования;

    • от максимального учета факторов объективной и субъективной природы (темпы экономического роста страны, инфляция, уровень безработицы, этнокультурные особенности и уровень жизни населения, средний возраст и пол персонала и т.д.).



    Please publish modules in offcanvas position.