Менеджмент - Стратегическое управление организациями

    Содержание материала

    1.7. Стратегическое управление организациями

    Стратегическое управление — управление, предполагающее, что в центре внимания руководства организации находятся факторы внутренней и внешней среды организации, ее окружения (поставщики, клиенты, конкуренты, государственные структуры, партнеры и т.д.).

    Стратегическое управление предусматривает планирование текущей деятельности организации для достижения желаемых результатов в будущем с учетом тенденции развития внешней среды.

    Стратегическое планирование включает в себя три основных этапа:

    • анализ внешней и внутренней среды;

    • формулировка миссии (смысла существования) и целей организации;

    • разработка стратегии(й).

    Стратегическое планирование, как правило, охватывает период длительностью более одного года. При определении стратегии руководство должно ответить на следующие основные вопросы:

    • какой бизнес следует прекратить;

    • какой бизнес целесообразно продолжить;

    • в какой надлежит перейти;

    • с каким бизнесом должно объединиться.

    Области разработки стратегий по М. Портеру:

    лидерство в минимизации издержек производства (снижение цен и расширение доли рынка);

    лидерство в новизне продукта и специализации производства (выход на новые сегменты рынка);

    концентрация усилий фирмы на одном рыночном сегменте.

    При концентрации усилий организации на избранных сегментах рынка очень важно выработать правильную стратегию в соответствии с показателям «цена—качество» (прежде всего на новую продукцию»), см. рис.3.

    Из рис.3 следует, что в зависимости от выбранного соотношения «цена—качество» фирма может развиваться в двух направлениях:

    • стремиться быстро выручить большие деньги и переключиться на другой бизнес (например, за счет высокой цены и среднего качества или низкого качества и высокой цены), так называемая стратегия снятия «сливок»;

    • прочно закрепиться на одном из сегментов рынка (например, за счет низкой или средней цены и высокого качества), так называемая стратегия закрепления на рынке.

    Качество


    Организация имеет возможность формирования стратегии посредством изменения пяти основных элементов:

    • продукт;

    • рынок;

    • отрасль;

    • положение организации внутри отрасли;

    • технологии.

    Принято выделять эталонные стратегии развития организаций:

    • концентрированного роста;

    • интегрированного роста;

    • диверсифицированного роста;

    • сокращения.

    Стратегии концентрированного роста:

    стратегия усиления позиции уже освоенных продуктов на знакомом рынке (например, за счет маркетинговых усилий);

    стратегия поиска новых рынков для уже производимого продукта;

    стратегия разработки нового продукта на уже освоенном рынке.

    Стратегии интегрированного роста:

    стратегия обратной вертикальной интеграции (интеграция с поставщиками);

    стратегия вперед идущей интеграции (интеграция с дистрибьюторами и торговыми организациями).

    Стратегии диверсифицированного роста:

    стратегия центрированной диверсификации (поиск дополнительных возможностей для изготовления новых продуктов на неизменной производственной базе);

    стратегия горизонтальной диверсификации (производство новой продукции по новой технологии, отличной от используемой на освоенных рынках);

    стратегия конгломератной диверсификации (фирма расширяется за счет производства новых продуктов, технологически не связанных с производимыми; новые продукты реализуются на новых рынках; самая сложная стратегия развития).

    Стратегии сокращения:

    стратегия ликвидации бизнеса;

    стратегия «сбора урожая» (сокращение закупок и затрат на рабочую силу, получение максимальных доходов от реализации имеющихся продуктов в краткосрочной перспективе);

    стратегия сокращения (закрытие или продажа подразделений или бизнес-единиц, обеспечивающих невысокую степень синергитичности);

    стратегия сокращения расходов (разработка мероприятий по сокращению затрат).

    На практике организация может одновременно реализовывать несколько стратегий. В этом случае говорят, что фирма осуществляет комбинированную стратегию.



    Please publish modules in offcanvas position.