Менеджмент - Организация взаимодействий

    Содержание материала

    1.10. Организация взаимодействий

    Организационные взаимодействия осуществляются посредством:

    • полномочий (закрепленных в должностных инструкциях или других документах);

    • делегирования (передачи) ответственности (закрепленной также в должностных инструкциях или других документах);

    • делегирования (передачи) власти (можно иметь власть, но не иметь полномочий, и наоборот);

    • согласований и консультаций, советов;

    • принципа единоначалия;

    • аппарата;

    • специальных временных или постоянных комитетов (организованных для достижения какой-либо цели или осуществления постоянного контроля над какой либо функцией организации);

    • специальных интеграционных механизмов (института заместителей, подразделений, повышающих синергию и снижающих эмерджентность организации).

    Полномочия — права и возможности использования власти.

    Власть — возможность влияния на поведение других людей, реализующаяся на основе:

    • приказов, распоряжений, правил, процедур, не противоречащих действующему законодательству (законная власть);

    • вознаграждения;

    • принуждения и страха;

    • убеждения и обоснований действовать именно так;

    • личного участия и примера;

    • экспертных советов и решений, консультаций;

    •     веры (разумной, например в достижение цели, или слепой, на            основе религиозных чувств человека);

    • традиций (кровная месть, христианские, мусульманские традиции и т.д.);

    • харизмы (индивидуальных черт человека, помогающих ему осуществлять эффективное влияние на других).

    Огромное значение имеет достижение и поддержание в рабочем коллективе баланса власти, определяемого основным законом: уровень влияния властного лица А на лицо Б равно степени зависимости лица Б от лица А (рис.4).

    Повышение власти руководителя возможно только при повышении зависимости сотрудников от менеджера (рис.4). И наоборот, повышение власти подчиненных над руководителем возможно только при повышении зависимости менеджера от работников. Если власть руководителя над подчиненными больше, чем власть подчиненных над руководителем, баланс власти нарушается, возникают связанные с ее применением проблемы, зреют конфликты.

    В соответствии с моделью Хоманса (рис.5) к факторам, определяющим эффективность групповых взаимодействий, относятся групповые эмоции и деятельность отдельных индивидов, каждый из факторов взаимообусловливает значение остальных.

    Коммуникации в организации могут проводиться по нисходящей — с высшего уровня управления на низший (приказы, указания, инструкции и т.д.) и по восходящей — с низшего на высший (сообщения о поломках, проблемах и т.д.). Возможны коммуникации и на одном уровне иерархии управления (горизонтальные коммуникации).

    Процесс обмена информацией в организации следующий:

    Отправитель—Канал связи—Получатель—Обратная связь.

    На каждом из этапов следует контролировать, достоверность информации. В организациях четкой передаче сообщений нередко препятствуют различные помехи:

    • слухи;

    • личные взаимоотношения между людьми;

    • искаженное самомнение членов коллектива;

    • власть авторитета;

    • лидерство в коллективе и т.д.

    С развитием локальных и глобальных информационных сетей и систем появилась возможность повысить достоверность, скорость, объемы и оперативность передачи информации. В руках опытных менеджеров информационные системы позволяют вести оперативное наблюдение, осуществлять руководство и своевременно реагировать на непредвиденные (нештатные) ситуации.



    Please publish modules in offcanvas position.