Менеджмент - Формирование организационной культуры

    Содержание материала

    3.10. Формирование организационной культуры

    Один из основных резервов повышения эффективности организации — организационная культура.

    Организационная культура (OK) — это комплекс ценностей, видений, ожиданий, верований, традиций и норм поведения, принимаемых большей частью членов организации.

    Принято выделять три уровня ОК (по Э. Шайну):

    1. Поверхностный (то, что воспринимается человеческими чувствами).

    2. Подповерхностный (верования и ценности, сознательно разделяемые членами организации).

    3. Глубинный (скрытые, бессознательно принимаемые на веру

    предположения и атрибуты поведения).

    ОК имеет субъективные и объективные элементы. Субъективные элементы ОК:

    • истории об организации;

    • истории о лидерах;

    • организационные табу;

    • обряды и ритуалы;

    • язык общения;

    • лозунги и т.д.

    Объективные элементы ОК:

    • месторасположение организации;

    • дизайн помещений;

    • рабочие места;

    • оборудование и мебель;

    • удобства;

    • комнаты приема;

    • стоянки для автомобилей и т.д.

    ОК состоит из:

    • преобладающей культуры;

    • субкультур групп;

    • контркультур групп.

    Эти три составляющие усиливают или ослабляют культуру организации в целом.

    Преобладающая культура (по Came) состоит:

    • из разделяемых норм поведения;

    • единства в толкованиях;

    • материальных объектов;

    • разговорных выражений;

    • образцов поведения;

    • разделяемых чувств.

    Влияние ОК определяется:

    масштабами атрибутов культуры;

    • степенью, в которой члены организации разделяют ее основные атрибуты;

    ясности приоритетов атрибутов культуры (основные и второстепенные).

    Управление ОК предполагает:

    1. Ее формирование.

    2. Ее поддержание.

    3. Ее изменение.

    ФОРМИРОВАНИЕ ОК. Для формирования ОК   необходимо (Э. Шайну):

    решить проблему внешней адаптации (выработка миссии и стратегии, целей, методов достижения целей, разработка системы контроля и воздействия на индивидов);

    решить проблему внутренней интеграции (выбрать подходящие методы коммуникаций, критерии вхождения и выхода членов из групп, правильно распределить полномочия и власть, наладить личностные отношения, выработать систему награждений и наказаний, выработать идеологию и веру в успех дела).

    На формирование ОК влияют:

    •  культура общества (народа), внутри которого организация функционирует;

    культура представителей высшего звена управления организацией;

    напористость руководства во внедрении новых норм поведения, идей, взглядов, идеологии.

    ОК поддерживается:

    • системой оценки и контроля за деятельностью членов организации;

    • способами реагирования на ситуации через установление ролей и обучение персонала;

    • кадровой работой (найм, обучение, переобучение, отбор, оценка деятельности, повышение квалификации и т.д.);

    • соблюдением ритуалов, обрядов, традиций.

    Изменение ОК и поведение членов организации может находиться в следующих соотношениях.

    • ОК может привести к изменению поведения членов организации (и наоборот).

    • ОК может не привести к изменению поведения членов организации.

    • Поведение членов организации может измениться без изменения ОК.

    • Может измениться поведение членов организации и ОК одновременно.

    Существуют различные модели влияния ОК на организационную эффективность:

    • модель Сате;

    • модель Питера и Утермана;

    • модель Парсонса;

    • система Квина и Рорбаха.

    МОДЕЛЬ САТЕ. В соответствии с моделью Сате вмешательство в организационные процессы позволяет повысить эффективность компании:

    • вмешательство менеджеров в поведение работников;

    обоснование «нужного для организации» поведения работников;

    • вмешательство в коммуникативные процессы организации;

    • вмешательство в процессы найма и увольнения работников.

    МОДЕЛЬ ПИТЕРА И УТЕРМАНА. К основным методам воздействия на организационную эффективность правомерно отнести следующие ценностные ориентации работников:

    взращивание веры в успех дела;

    внушение и обоснование того, что потребитель диктует организации условия работы, а не наоборот;

    поощрение автономии и предприимчивости членов организации;

    формирование взгляда на людей и их компетентность как главный источник производительности и эффективности работы;

    взращивание веры в эффективность простых структур (групп) управления с немногочисленным штатом;

    обоснование выгодности оптимального сочетания жесткости и гибкости в управлении через понимание и веру персонала в ценности организации.

    МОДЕЛЬ ПАРСОНСА. Согласно этой модели, на уровень организационной эффективности воздействуют следующие функции социальной системы:

    адаптивность к постоянно меняющимся условиям внешней среды;

    целеустремленность членов организации;

    интеграция и синергия подразделений;

    легитимность (признание людьми ценностей организации).

    СИСТЕМА КОНКУРИРУЮЩИХ ЦЕННОСТЕЙ КВИНА И РОРБАХА. В данной модели на организационную эффективность влияют конкурирующие между собой ценности:

    интеграция (дает порядок, стабильность, предсказуемость) — дифференциация (дает адаптируемость, гибкость, инновационность);

    интерес к внутреней среде — интерес к внешней среде;

    средства (инструменты) — результаты (показатели работы).

    Авторы модели разработали четыре различных подхода к моделям организационной эффективности. Поясним данное положение на рис.31.

    Для ситуаций зоны 1 — подход «человеческих отношений»: наиболее целесообразным является развитие персонала, его квалификации через взращивание коллективной морали и сплоченности.

    Для ситуаций зоны 2 — подход «открытой системы»: наиболее актуальным является акцентирование внимания на прибыли, росте организации и повышении конкурентоспособности посредством ее высокой гибкости и оперативности реагирования на нештатные ситуации.

    Для ситуаций зоны 3 — подход «рационально-целевой»: наиболее актуальным является рост производительности труда и эффективности производства на основе высокой способности к интеграции через установление общих целей и планирование.

    Ситуации зоны 4 — подход «внутренней целостности»: централизация и интеграция через укрепление стабильности и порядка с помощью четкого распределения работы, ресурсов и информации. Успех в бизнесе предполагает высокую степень совместимости стратегии и культуры в организации. В данном случае возможны следующие ситуации:

    игнорируется культура, препятствующая эффективному выполнению избранной организацией стратегии;

    • система управления подстраивается под существующую ОК;

    • ОК изменяется в соответствии с выбранной стратегией организации;

    • стратегия организации подстраивается под существующую ОК.

    При изучении влияния «национального» (этнического) на организационную культуру необходимо ответить на два вопроса:

    • что надо знать о национальной культуре, чтобы предвидеть ее влияние на культуру организационную?

    • возможно ли «сращивание» лучших черт разных национальных культур для повышения эффективности работы организации?

    При ответе на первый вопрос используются следующие модели:

    в модели Миллера на формирование ОК влияют: семья, образование, экономика и политика, доминирующая религия страны, система социализации (принципы группирования

    людей), система здоровья (забота о здоровье), система отдыха (забота об отдыхе);

    в модели Хофстида — это переменные национальной культуры: взгляды на степень неравенства людей — дистанция власти, которую население считает допустимой или нормальной, взгляды на степень предпочитаемого индивидуализма, на степень мужественности (женственности) в делах, стремление избегать неопределенности, взгляды на долгосрочность (тяга к сбережениям и накоплению) или краткосрочность ориентации («живем сегодняшним днем»);

    в модели Лэйн и Дистефано — это шесть переменных: отношение человека к природе (подчинение природе, гармония с ней или господство над ней), ориентация во времени (жить прошлым, настоящим или будущим), вера в природу человека (человека изменить нельзя — он изначально хороший, нейтральный или плохой, человека изменить можно), ориентация на деятельность (от работы важно получать удовлетворение, в работе важен процесс, в работе важен результат), отношения между людьми (на основе иерархических связей, на основе групповых связей, на основе индивидуальных связей) и ориентация в пространстве (доминирование в человеке коллективизма, смесь умеренного индивидуализма и коллективизма, доминирование индивидуализма). Знание взглядов на природу человека позволяет менеджменту подстраивать под них систему контроля за работой, стиль управления и организационный климат (противостояние, компромисс, сотрудничество);

    • в модели Оучи — семь переменных ОК: обязательства организации по отношению к своим членам (пожизненный найм, долговременная работа, кратковременная), оценка выполняемой работы (с быстрым продвижением, с медленным продвижением), планирование карьеры, (широкоспециализированная, умеренная, узкоспециализированная), система контроля (неформальный, на участии всех сторон, формальный), принятие решений (групповое, индивидуальное), уровень ответственности (групповая, индивидуальная), интерес к человеку (широкий, узкий).

    Изучив японский опыт управления, У. Оучи предложил свою теорию эффективного управления — теорию организационной культуры Z. В соответствии с ней эффективное управление предполагает:

    • долгосрочный наем кадров;

    • групповое принятие решений;

    • групповую ответственность персонала;

    • умеренное продвижение кадров;

    • неформальный контроль;

    • умеренно специализированную карьеру;

    • осуществление всесторонней заботы о человеке.

    У. Оучи положительно ответил и на второй вопрос о возможности слияния различных культур, показав, что некоторые американские компании постепенно переходят к управлению (организационной культуре)типа Z, применяя у себя:

    • долговременный наем кадров (вместо контрактной системы, как в типовых американских компаниях);

    • медленное продвижение кадров (вместо быстрого);

    • умеренно специализированную карьеру (вместо узкоспециализированной);

    • неформальный контроль (вместо формального);

    • групповое принятие решений (вместо индивидуального);

    • всестороннюю заботу о человеке (вместо формального отношения).

    Ответственность в большинстве американских компаний пока так и остается индивидуальной. В этом, они считают, имеются свои преимущества. Индивидуализм сознания европейцев и американцев не позволяет пока использовать в фирмах групповую ответственность, свойственную общинному сознанию японцев.



    Please publish modules in offcanvas position.