Менеджмент - Регулирование и разрешение конфликтов в организации

    Содержание материала

    3.8. Регулирование и разрешение конфликтов в организации

    Регулирование — это процесс устранения отклонений текущих показателей от плановых заданий. В условиях, когда производственный процесс не выходит за рамки принятых допущений, основания для его регулирования отсутствуют. Направленные на нормализацию производственного процесса экстренные и эффективные меры включают в себя регулирование состояний:

    • производственной системы;

    • технологической дисциплины;

    • трудовой дисциплины;

    • финансовой и плановой дисциплины;

    • системы стимулирования и мотивации труда;

    • системы снабжения и сбыта;

    • маркетинговой системы.

    К причинам, обусловливающим необходимость регулирования деятельности организации, относятся:

    отклонения от плановых показателей состояния внутренней среды организации (ухудшение производственной или технологической дисциплины, старение оборудования, сбои, поломки, аварии и т.д.);

    отклонения от плановых показателей, вызванные изменениями внешних факторов среды, (отношения с поставщиками, клиентами, рынками сбыта, государственными структурами, резкие изменения курсов валют, экономические кризисы и т.д.);

    отклонения, связанные с организационными конфликтами.

    Конфликт — это отсутствие согласия между двумя или более сторонами.

    Из графика (рис.29) видно, что бесконфликтность (безразличие всех ко всему) и очень высокая конфликтность обусловливают снижение эффективности деятельности организации. Таким образом, существует оптимальный уровень конфликтности (зона от точки А до точки В), обеспечивающий нормальное функционирование организации.

    Если конфликтная ситуация находится под контролем руководства, то такие конфликты называют функциональными. Они оказывают положительное воздействие на эффективность организации и полезны для нее (диапазон АВ). Функциональные конфликты могут возникать на совещаниях, советах, в деловой полемике и т.д. Участвующие в них стороны обычно контролируют себя и ситуацию.

    Если ситуация выходит из-под контроля руководства, конфликт принимает дисфункциональный характер. Дисфункциональный конфликт приводит к снижению личной удовлетворенности сотрудников, эффективности группового сотрудничества, ведет к враждебности в отношениях, к несправедливости в распределении ресурсов, вынуждает поступать против своей воли в пользу одной из сторон.

    Выделяют следующие виды конфликтов:

    внутриличностные (связанные с противоречиями между «хочу», «могу» и «надо» в человеке);

    межличностные (на профессионально-производственной, социальной и эмоциональной почве);

    внутригрупповые (из-за изменения баланса сил в группе, например, в результате смены руководства, появления неформального лидера, повышения нагрузки в работе и т.д.);

    типа «личность—группа»;

    типа «группа—группа»;

    внутриорганизационные (на почве неправильного распределения властных прав, полномочий и ответственности между уровнями управления — вертикальные; на одном уровне — горизонтальные; между линейными и функциональными подразделениями — линейно-функциональные конфликты);

    ролевые конфликты (из-за неопределенности и конфликта ролей, предоставляемых работнику).

    Неопределенность ролей имеет место в тех случаях, когда сотрудник не имеет четких целей, заранее определенных для выполнения рабочей задачи ресурсов, его полномочия и ответственность весьма расплывчаты. В случаях, когда рабочее задание сотрудника предполагает исполнения им новой, не подкрепляемой его полномочиями и его властью роли, имеет место ролевой конфликт, как правило, приводящий к стрессу. Причины конфликтов:

    • неправильное или несправедливое распределение ресурсов;

    • различие целей (высокая эмерджентность и дифференциация подразделений);

    • плохая структуризация (неясные, нечетко поставленные задачи);

    • различные представления и ценности членов коллектива и групп;

    • различия в манерах и стилях поведения и руководства;

    • возрастные проблемы («проблема отцов и детей»);

    • половые проблемы;

    • этнические и межнациональные проблемы;

    • проблемы различных уровней образования и культуры;

    • плохие организационные коммуникации;

    • неправильная ориентация руководителей (на задачи или на человека);

    • организационные факторы (недогрузка или перегрузка в работе).

    К структурным методам управления конфликтом относятся:

    • приказы, распоряжения, директивы и т.д.;

    • методы «разведения» участников конфликта по ресурсам, целям, средствам труда и т.д.;

    • методы «страхования» от конфликтов (через создание резервных запасов финансовых и материальных средств);

    • методы объединения участников конфликта;

    • методы с использованием интеграционных механизмов (антикризисные комитеты, введение постов заместителей, кураторов, координаторов и т.д.).

    Межличностные стили разрешения конфликтов (рис.30):

    • уклонение (зона 3);

    • сглаживание (зона 4);

    • принуждение (зона 1);

    • через сотрудничество и решение проблемы (зона 2);

    • через поиск компромисса (зона 5).

    Причины сопротивления переменам:

    • страх потери функции;

    • страх потери заработка;

    • страх появления новых проблем.

    Методы преодоления сопротивления:

    • образование, переквалификация, переподготовка сотрудников;

    • привлечение работников к непосредственному участию в организации перемен, создание у сопротивляющихся мотивации к переменам;

    • эмоциональная и психологическая поддержка;

    • «покупка» работников с помощью материальных стимулов;

    • переговоры (обоснование необходимости поиска компромисса);

    • кооптация (предоставление сопротивляющемуся лицу веду щей роли во введении новшеств);

    • маневрирование (выборочное использование информации для своей пользы);

    • принуждение (угроза лишить работы, продвижения по службе, снижения заработка и т.д.);

    • увольнение работника.

    Неразрешенный конфликт часто ведет к стрессу сотрудников.

    Стресс — это значительно отклоняющееся от нормы состояние чувственной и эмоциональной сферы человека, когда его восприятие окружающей среды и поведенческие реакции неадекватны ситуации. Основные причины стресса:

    организационные факторы (недогрузка, перегрузка, плохие физические условия работы, конфликт и неопределенность ролей);

    личностные факторы (смерть близких, конфликты в семье, плохие материальные условия и др.);

    неправильное соотношение между властными полномочиями и ответственностью.



    Please publish modules in offcanvas position.