Менеджмент - Лидерство и стили руководства в коллективе

    Содержание материала

    5.4. Лидерство и стили руководства в коллективе

    Проблемы лидерства являются ключевыми для достижения организационной эффективности. Метод управления на основе лидерства в коллективе позволяет быстро решать наиболее сложные задачи и оперативно реагировать в неожиданных ситуациях.

    Лидерство — это процесс преимущественно несилового воздействия в направлении достижения группой или организацией своих целей. Лидерство преимущественно строится на отношениях типа «лидер—последователи», а не «начальник—подчиненный». Не каждый менеджер может быть лидером. В коллективе может появиться и неформальный лидер.

    Подходы к изучению лидерства различаются комбинацией трех основных переменных:

    лидерских качеств (ум, преобладание над другими, уверенность в себе, активность, знание дела, способность управлять вниманием других, способность получать доверие от подчиненных, способность управлять собой и т.д.);

    лидерского поведения (авторитарного, демократического, пассивного, (К. Левин), с ориентацией на формальное структурирование рабочих отношении в коллективе или на сами отношения с подчиненными (исследования Университета штата Огайо); с ориентацией на проблемы в работе или на отношения с подчиненными (решетки Блэйка и Моутона); четыре стиля лидерства Р. Ликерта (1 — ориентация на выполнение задания, авторитарный стиль, 2 — стиль, близкий к Теории Х Д. Мак-Грегора, 3 — стиль, близкий к Теории Y  Д. Мак-Грегора; 4 — ориентация на развитие отношений с подчиненными и групповую совместную работу с ними); четыре стиля лидерства на основе матрицы «вознаграждение—наказание; в связи с ситуацией—без связи с ситуацией»; с помощью заменителей лидерства (Керр, Джермейер) на уровне личных качеств подчиненных (когда лидерство не требуется и даже вредит из-за личных качеств подчиненных, например высокого профессионализма), на уровне содержания работы (когда оно не требуется из-за ясности, беспроблематичности работы) и на уровне организационного окружения (когда оно не требуется из-за высокой формализованности или специализации работы и тесной взаимосвязи подчиненных между собой);

    ситуации, в которой действует лидер.

    Важную роль при этом играет и поведение последователей.

    Ранние концепции лидерства (личностные и поведенческие) предлагали обращать внимание только на личные качества лидера и образцы его поведения. Ситуационные факторы при этом не учитывались. К основным, основанным на ситуационном лидерстве подходам относятся:

    •      континуум лидерского поведения Танненбаума—Шмидта (рис.45);

    •     ситуационная модель Фидлера(рис.46);

    •     ситуационная модель Херсея и Бланшарда (рис.47);

    •     модель «путь—цель» Торенса, Митчелла и Хауса;

    •     модель Стинсона—Джонсона;

    •     модель принятия решений Врума—Йеттона-Яго (рис.48).


    Континиум лидерского поведения Танненбаума—Шмидта

    Лидер:

    1) дает свободу коллективу принимать решения, а сам только утверждает их;

    2) делегирует группам право принимать решения по определенным вопросам;

    3) выдвигает проблемы, просит дать предложения и сам принимает решения;

    4) предлагает решения сам и считает возможным их изменение с учетом мнения и инициативы коллектива;

    5) выдвигает идеи и предлагает их обсудить, принимает решения сам;

    6) принимает решения сам и убеждает последователей в правильности своих решений;

    7) сам принимает решения и доводит их до подчиненных.

    В соответствии с этой моделью лидер выбирает один из семи возможных образцов поведения в зависимости от своих взглядов об источниках власти, отношении с последователями и ситуации. Демократ считает, что власть ему дается последователями, которых он ведет, что люди склонны к самоуправлению при условии правильного мотивирования. Автократ считает, что власть дается его положением в группе (организации) сверху, что люди внутренне ленивы, эгоистичны и на них опасно полагаться. Между этими крайностями существуют еще пять промежуточных стилей поведения. Выбор одного из них обусловливается изменением ситуации и изменением отношений с последователями.

    Ситуационная модель Фидлера

    Измерение показателя НПР (наименее предпочитаемого работника) проводилось по показателям:

    Фидлер полагает, что лидер-респондент, набравший более высокие баллы, т.е. описавший своего НПР очень позитивно, ориентирован на отношения (лидер с высоким НПР), а менеджеры, набравшие более низкие баллы, имеют стиль, ориентированный на работу (лидер с низким НПР). Фидлер считает, что лидерский стиль остается относительно постоянным и почти не меняется во времени, т.к. в стиле отражена внутренняя мотивация на отношения с людьми или на работу.

    Анализ показал, что в ситуациях 4-7 (условия умеренной благоприятности) лучших результатов добиваются лидеры с высоким НПР. В ситуациях 1, 2, 3 (условия наиболее благоприятные) и 8 (условия наименее благоприятные) добиваются лидеры с низким НПР.


    Модель Херсея и Бланшарда

    Зрелость последователей:

    • З1 — способны работать в незначительной степени, желают работать редко;

    • З2 — способны работать в некоторой степени, иногда желают работать;

    • З3 — способны работать в достаточной степени, работать желают часто;

    • З4 — способны работать в значительной степени, обычно желают работать.

    Стили руководства:

    •   S1— указывающий (даю задания и проверяю исполнение);

    •   S2 — убеждающий (объясняю и убеждаю);

    •   S3 — участвующий (помогаю в работе, выступаю как партнер);

    •   S4 — делегирующий (делегирую ответственность, переключаюсь с задачи и человека на развитие организации);

    •   граница областей S2 и S3: необходима интенсивная работа с       человеком.

    Модель «путь—цель» Теренса, Митчелла и Хауса

    Эффективный лидер помогает подчиненным идти путем, ведущим к желаемой цели. Если мотивация работника (уверенность в связи величины усилия и размера вознаграждения) поддерживается оптимальным лидерским стилем, то организация функционирует эффективно. В этой модели можно выбрать один из четырех стилей:

    директивный (объясняю, что и как делать, говорю что и когда от них ожидается, какое будет вознаграждение, разъясняю путь к вознаграждению);

    поддерживающий (обращение с подчиненными как с равными, помощь и поддержка в работе);

    ориентированный на достижения (установление напряженных, но притягательных целей, обоснование выгоды от достижения этой цели);

    участвующий (советы с подчиненными, привлечение их к участию в управлении).

    На выбор стиля влияют следующие ситуационные факторы:

    качество подчиненных (вера в предопределенность результатов — в связи между трудовыми усилиями и вознаграждением, склонность к подчинению, способности);

    организационные факторы (содержание и структура работы, система формальной власти, культура группы).

    Например, когда задачи или цели неясны руководителю, выгодно использовать участвующий стиль. Когда у подчиненных отсутствует возможность отличиться, то применяется стиль, ориентированный на достижения. Когда идет утомительная, рутинная и неинтересная работа, выгоден поддерживающий стиль. Если работник не ощущает связи усилия с вознаграждением, целесообразен директивный стиль.

    Ситуационная модель Стинсона—Джонсона

    В этой модели выбор лидерского стиля обусловливается следующими ситуационными факторами:

    качества подчиненных (их потребность в достижении результатов, их знания и опыт);

    структурированность работы (высокая и низкая).

    Согласно этой модели, высокий интерес к работе и низкий к отношениям с подчиненными со стороны лидера эффективен в следующих двух ситуациях:

    • работа отличается высокой структурированностью, у последователей сильная потребность в достижении и независимости, у них большие знания и опыт для выполнения работы;

    • работа имеет низкую степень структурированности, последователи не испытывают потребности в достижении результатов и независимости, у них низкие знания и опыт.

    Низкий интерес к работе и высокий к отношениям целесообразен в следующих двух ситуациях:

    • работа высоко структурирована, но последователи не испытывают потребности в достижении и независимости при наличии у них достаточных знаний и опыта;

    • работа не структурирована, но последователи имеют сильную потребность в достижении и независимости при наличии у них больших знаний и опыта.

    Ситуационная модель принятия решений Врума—Йеттона-Яго

    В этой модели рассматривается только один аспект лидерского поведения — привлечение подчиненных к принятию решений. Исследователи разработали специальное «дерево вопросов», с помощью которого можно выбрать тот или иной стиль поведения руководителя (по принципу «низкий (Н)—высокий (В), рис.48). Оценка эффективности решения в данной модели определяется на основе уравнения:

    где Ркач качество решения (высокое, низкое по баллам); Робязуровень обязательств по выполнению решений (высокий или низкий); Рвремя   — степень срочности решения (высокая, низкая по баллам). Полная оценка решения определяется:

    Э = Рэфф – ОСПВ + ОВГР,

    где ОСПР — оценка стоимости потерянного времени на принятие решения; ОВГР — оценка выигрыша от группового решения по сравнению с единоличным; А1 — руководитель принимает решение сам, используя имеющуюся у него на данное время информацию; А2 — руководитель получает необходимую информацию от своих подчиненных и затем сам принимает решение; работники привлекаются только на этапе сбора информации, выработку решения и его принятие осуществляет руководитель; К1 — руководитель делится соображениями с каждым из подчиненных, получая от них идеи и предложения, не собирая их в группу; затем он сам принимает решение, которое может либо отражать, либо не отражать их вклад; К2 — то же, что и К1, только в группе; Г — руководитель делится соображениями по проблеме с подчиненными, собрав их в группу. Все вместе пытаются найти консенсус относительно решения. Роль руководителя сводится к роли председателя собрания. Он не пытается влиять на группу, а проявляет готовность принять и выполнить любое решение, получившее поддержку всей группы.

    Новые концепции в теориях лидерства пытаются соединить традиционный (личностный и поведенческий) и ситуационные подходы.

    К ним относятся:

    • концепция атрибутивного лидерства;

    • концепция харизматического лидерства;

    • концепция преобразующего лидерства.

    КОНЦЕПЦИЯ АТРИБУТИВНОГО ЛИДЕРСТВА. Суть концепции: атрибутивные помехи (приписывание внутренних причин плохой работы подчиненного и недостоверная информация о нем, например лень, низкая ответственность, низкие способности) часто искажают восприятие руководителя и заставляют его быть непоследовательным в своем поведении. В результате не только лидер воздействует на подчиненных, а отношения «лидер—подчиненные» влияют на лидера. Эти отношения могут привести к увольнению работника или к уходу руководителя. Если отношения адекватны ситуации (взгляды и поведение руководителя в работе с подчиненными принимаются ими), то организация функционирует эффективно и происходит обогащение отношений. В обратном случае имеет место обеднение отношении и, как следствие, конфликты. Адекватность отношении и ситуации может достигаться:

    • если подчиненный извлекает уроки из поведения руководителя;

    • если руководитель извлекает уроки из поведения подчиненных.

    КОНЦЕПЦИЯ ХАРИЗМАТИЧЕСКОГО ЛИДЕРСТВА. Харизматическое влияние — это влияние, основанное не на логике в действиях, а на личных качествах лидера его внешней и внутренней привлекательности, имиджа, манеры и стиля поведения (речь, жесты, позы) и т.д. Харизма дает преимущества лидеру вести за собой людей.

    Харизма — это источник лидерской власти над подчиненными, власть примера. У харизмы есть позитивная этическая (Сахаров, Мартин Лютер Кинг) и негативная (Сталин, Гитлер) стороны.

    КОНЦЕПЦИЯ ПРЕОБРАЗУЮЩЕГО (РЕФОРМАТОРСКОГО) ЛИДЕРСТВА. Способности лидера переводить новые видения решения проблем в действия последователей, вызывать их энтузиазм — основа преобразующего лидерства. Лидер-преобразователь вдохновляет не харизмой, а творческим подходом к делу, подкрепленным реальными прошлыми достижениями, а не мифами. Отношения с подчиненными строятся не по принципу «люблю/ненавижу», а по принципу «уважаю/рассчитываю». Последователи при этом вдохновляются не краткосрочными целями (заработок, быстрейшее исполнение работы), а долгосрочной — измениться группой через развитие. К отличительным особенностям лидера-преобразователя относятся:

    • умение привлекать подчиненных к управлению и активно участвовать в деятельности группы;

    • умение постоянно балансировать между соглашательством с группой и подхалимством со стороны подчиненных.



    Please publish modules in offcanvas position.