Разработка управленческого решения - Место курса в подготовке специалистов, его цели и структура

    Содержание материала

    1.1. Место курса "Разработка управленческого решения" в подготовке специалистов, его цели и структура

    Студенты, обучающиеся в высших учебных заведениях Российской Федерации по специальностям "Менеджмент", изучают следующие специальные дисциплины по различным аспектам системы менеджмента: "Основы менеджмента", "Теория организации", "Качество", "Информационный менеджмент", "Управление персоналом", "Стратегический менеджмент", "Инновационный менеджмент". "Производственный менеджмент", "Финансовый менеджмент", "Разработка управленческого решения" и др. В некоторых вузах по желанию студентов еще читаются курсы "Организационный менеджмент", "Организация производства", "Страховой менеджмент", "Банковский менеджмент", "Кадровый менеджмент" (вместо курса "Управление персоналом"), "Психология и социология менеджмента", "Методы менеджмента", "Международный менеджмент", "Стратегический маркетинг" и др.

    Перечисленные курсы читаются в вузах Российской Федерации недавно, поскольку до перехода от централизованно-плановой системы хозяйствования к рыночным отношениям не было конкуренции. В условиях жесткой конкуренции любую проблему приходится решать с применением сложных научных подходов — системного, маркетингового, воспроизводственного, функционального, интеграционного, комплексного, нормативного и других.

    Напомним, что рыночные отношения система экономических, правовых, социально-психологических отношений между изготовителем (продавцом) и потребителями, протекающих в условиях многообразия форм собственности и конкуренции. Конкуренция состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (это официальное определение).

    В нашем понимании, конкуренция состязательность, соперничество, напряженная борьба юридических или физических лиц за покупателя, за свое выживание в условиях действия жесткого закона конкуренции как объективного процесса "вымывания" некачественных товаров и услуг в рамках антимонопольного законодательства, соблюдения Закона "О защите прав потребителей". Это ключевое понятие для любых наук, дисциплин, сфер деятельности. Проблемы конкуренции заслуживают значительно большего внимания. В рыночные отношения не вписывается философия "ковбойского" менеджмента, "делающего героев из горячих голов, которые стреляют прежде, чем видят цель". Взамен наскока, авантюризма, бесшабашности в управлении на всех уровнях иерархии следует переходить на концепцию научного менеджмента, ориентированного на достижение конкурентоспособности создаваемого объекта на основе применения научных подходов, принципов и методов, концепции маркетинга и человеческого фактора.

    Сложность любого курса по менеджменту заключается в следующем. Во-первых, менеджмент — сложная междисциплинарная наука, основанная на исследовании влияния технических, экономических, организационных, экологических, психологических, социальных и других аспектов на эффективность использования ресурсов и конкурентоспособность принимаемого решения. Во-вторых, в ранее существовавших курсах, например, "Финансы и кредит", "Банковское дело", "Страхование", "Теория информации" и других, изучались отдельные проблемы (объекты) без их увязки между собой, не в рамках системы менеджмента как системы достижения конкурентоспособности принимаемого решения. В-третьих, любой раздел системы менеджмента должен изучаться в динамике, в диалектическом развитии, в причинно-следственных связях факторов и условий, влияющих на конечный результат, стратегию фирмы. Это очень сложный подход. Однако конкуренция заставляет, вынуждает каждого инвестора использовать все современные механизмы конкуренции. Кто не хочет качественно работать, терпит банкротство. В промышленно развитых странах ежегодно терпят банкротство 8—12% фирм.

    На наш взгляд, среди всех перечисленных дисциплин по системе менеджмента "Разработка управленческого решения" является ведущей, так как решение любой проблемы по любому разделу системы менеджмента основано на методологии этого курса.

    К целям курса "Разработка управленческого решения" относятся следующие:

    • изучение методов обеспечения качества принимаемого управленческого решения в условиях неопределенности внешней и внутренней среды, с учетом факторов неопределенности ситуации и риска вкладываемых инвестиций;

    • изучение факторов (экономических законов, научных подходов и др.), влияющих на эффективность управленческого решения как основного условия достижения его конкурентоспособности;

    • изучение технологии разработки, принятия, реализации и мотивации качественного управленческого решения;

    • изучение методов анализа, прогнозирования, оптимизации и экономического обоснования управленческого решения в рамках системы менеджмента;

    • получение практических навыков в применении методических вопросов разработки управленческого решения при помощи проигрывания конкретных ситуаций и решения практических задач с применением и без применения компьютерной техники;

    • закрепление полученных знаний с целью их применения на практике после окончания учебы.

    Курс "Разработка управленческого решения" состоит из 6 тем (структура):

    1. Требования к качеству управленческих решений.

    2. Роль экономических законов и научных подходов в повышении эффективности управленческих решений.

    3. Технология разработки и реализации управленческих решений.

    4. Методы анализа управленческих решений.

    5. Методы прогнозирования управленческих решений.

    6. Методы экономического обоснования управленческих решений.



    Please publish modules in offcanvas position.