Разработка управленческого решения - Этапы и организация процесса разработки решений

    Содержание материала

    3.1. Этапы и организация процесса разработки решений

    В понятие "технология принятия решения" входят следующие элементы:

    Для чего делать (реализация идеи, решение проблемы)?

    Что делать (количество и качество объекта)?

    С какими затратами (ресурсы)?

    Как делать (по какой технологии)?

    Кому делать (исполнители)?

    Когда делать (сроки)?

    Для кого делать (потребители)?

    Где делать (место)?

    Что это дает (экономический, социальный, экологический, технический эффект)?

    Если вы ответили на все вопросы количественно и увязали элементы в пространстве, во времени, по ресурсам и исполнителям, значит, вы разработали технологию принятия решения. При этом обязательно нужно учесть требования и применить методы, рассмотренные ранее.

    Технология — совокупность методов и средств преобразования исходных материальных ресурсов, информации и других компонентов "входа" системы в товар и другие компоненты ее "выхода". Основной вопрос, на который дает ответ технология, — как делать, каким способом.

    Применительно к системе разработки управленческого решения на "входе" этой системы будут:

    • совокупность научных подходов;

    • методы анализа, прогнозирования, оптимизации и экономического обоснования решения;

    • требования к качеству решений;

    • информация, характеризующая необходимые для принятия решения характеристики проекта, внешней среды и другие данные.

    На "выходе" системы разработки управленческого решения будет зафиксированное на каком-либо информационном носителе утвержденное решение, отвечающее требованиям "входа".

    Процесс разработки управленческого решения является содержанием "черного ящика" — системы разработки решения. К процессу предъявляются следующие требования:

    • качество процесса, определяемое профессионализмом лиц, принимающих решения (ЛПР), качеством технических средств для принятия решении, должно быть не ниже качества "входа" системы;

    • организация процесса разработки управленческого решения должна отвечать принципам пропорциональности, непрерывности, параллельности, прямоточности, автоматичности, ритмичности, специализации;

    • длительность и стоимость процесса разработки управленческого решения должны быть минимальными, при условии соответствия уровня качества решения предъявляемым требованиям.

    Организация процесса разработки управленческого решения представляет собой увязанный по целям, ресурсам, исполнителям, срокам, технологиям и в пространстве комплекс работ по разработке решения, контроль и координацию их выполнения.

    Организация разработки управленческого решения представляет собой сложный комплекс работ, охватывающий такие аспекты, как:

    • мысленное представление процесса познания элементов технологии и организации;

    • формулирование требований к качеству решений;

    • определение количества и структуры этапов и операций процесса разработки решений;

    • разработка блок-схемы (алгоритма) принятия решения;

    • анализ и прогнозирование изменяющихся параметров внешней среды и объекта (предмета, проблемы) управленческого решения и его экономическое обоснование;

    • организация выполнения решения.

    Рассмотрим вкратце перечисленные аспекты.

    Процесс познания О. Т. Лебедев и А. Р. Каньковская* представляют как совокупность следующих аспектов:

    1. Мысль идет от явления к сущности, от сущности первого рода к сущности второго рода и т. д.

    2. На каждом уровне познания используется система понятий, сложность и содержание которых возрастают с ростом уровня.

    3. На высоких уровнях познания понятия переходят в категории.

    4. Высокие категории познания примыкают к понятию закона, который можно определить как выявление, установление наиболее общих, существенных и необходимых причинно-следственных связей в изучаемых явлениях. Познание законов представляет возможность объединить все понятия и категории в некоторую упорядоченную систему.

    5. Понятия и категории представляют собой динамичные, дополняющиеся и взаимопереходящие друг в друга представления, обладающие способностью к бесконечному развитию.

    6. Понятийный аппарат, искусство оперировать им образуют основу процесса мышления, основу профессионального поведения человека. Чем выше уровень умения оперировать профессиональными понятиями, находить между ними связи и зависимости, тем больше шансов на успех в любой сфере деятельности.


    * О. Т. Лебедев, А. Р. Каньковская. Основы менеджмента/Учебное пособие. 2-е изд. Доп. — СПб.: "М и М", 1997.


    Взаимосвязи законов и основных категорий менеджмента представлены на рис. 3.1.

    Процесс познания категории "управленческое решение" завершается формулированием вопросов, на которые должны быть даны ответы после завершения разработки решения. Повторим эти 11 вопросов: для чего делать; что делать; как делать; кому делать; с какими затратами делать; в каком количестве делать; в какие сроки делать; где делать; кому и когда поставлять; по какой цене поставлять; что это даст инвестору и обществу в целом?

    Рис. 3.1. Взаимосвязи законов и основных категорий менеджмента

    Следующий аспект организации разработки управленческого решения — формулирование требований к качеству решения. В теме 1 был сформулирован весь набор требований к качеству управленческих решений, охватывающих параметры качества, условия обеспечения качества и 8 факторов сопоставимости альтернативных вариантов управленческих решений. Эти параметры, условия и факторы сформулированы к наиболее качественному, и соответственно дорогому рациональному решению. В конкретной ситуации количество учитываемых факторов сопоставимости может быть меньше восьми.

    Этапы и операции процесса принятия решения следующие:

    1) выявление управленческой проблемы или задачи;

    2) предварительная постановка цели;

    3) сбор необходимой информации;

    4) анализ информации;

    5) определение исходных характеристик проблемы с учетом накладывания ограничений;

    6) уточнение цели и критерия управления, окончательная их формулировка;

    7) обоснование и построение формализованной модели проблемной ситуации;

    8) разработка альтернативных вариантов решения проблемы;

    9) выбор метода решения;

    10) экономическое обоснование выбранного решения;

    11) согласование решения с органами управления и исполнителями;

    12) окончательное оформление и утверждение решения;

    13) организация выполнения решения;

    14) контроль выполнения решения;

    15) стимулирование повышения качества работ, экономии ресурсов и соблюдения сроков;

    16) установление обратной связи с лицом, принимающим решение, и, при необходимости, корректировка цели и задач.

    Каждый этап состоит из ряда операций. Например, первый этап "выявление управленческой проблемы" требует выполнения следующих операций:

    1.1. Анализ ситуации или объекта по качественным и ресурсным показателям.

    1.2. Сравнение эффективности объекта с лучшими мировыми достижениями в данной области.

    1.3. Определение расхождения показателей анализируемых объектов.

    1.4. Анализ литературных источников, патентного фонда, отчетов о НИР, рекламаций и претензий потребителей.

    1.5. Анализ организационно-технического уровня производства у изготовителя и потребителя.

    1.6. Формирование направлений развития объекта и т.д.



    Please publish modules in offcanvas position.