Разработка управленческого решения - Условия применения (потребления, эксплуатации) объекта

    Содержание материала

    Условия применения (потребления, эксплуатации) объекта для обеспечения сопоставимости альтернативных вариантов управленческого решения включают:

    ü      режим работы потребителя анализируемого объекта;

    ü      тип производства у потребителя (единичный, мелкосерийный, серийный, крупносерийный, массовый);

    ü      особенности выпускаемой с применением данного объекта продукции (габариты, масса, сложность, количество, качество и т.п.);

    ü      организационно-технический и социальный уровень производства у потребителя (уровень автоматизации производства, прогрессивность технологии, условия труда и отдыха работников и т.п.);

    ü      имидж потребителя и культуру производства у него, географическое расположение.

    Перечисленное многообразие отличительных характеристик потребителя (потребителей) анализируемого объекта весьма трудно учесть количественно. Глубина анализа и точности расчетов определяется повторяемостью результатов управленческого решения. Если повторяемость будет незначительной (например, для разового применения, или для мелкосерийного производства), нет необходимости изготовителю объекта тщательно изучать условия потребления объекта. Пусть этим занимается покупатель, пусть он изучает адаптивность покупаемого объекта к своим условиям. Для условий высокой повторяемости управленческого решения и значительной программы выпуска объекта его изготовитель должен тщательно изучать условия применения объекта на основных рынках и реализовывать меры по обеспечению его адаптивности к этим рынкам (требованиям потребителей). Без обеспечения адаптивности объекта трудно рассчитывать на его коммерческий успех.

    Перечисленные выше условия применения объекта подробно рассматриваются в курсах "Стратегический менеджмент" и "Производственный менеджмент". Здесь только отметим, что методика обеспечения сопоставимости альтернативных вариантов управленческого решения по этому фактору идентична по содержанию ранее рассмотренным методикам: параметры более старого варианта решения приводятся в сопоставимый вид с параметрами нового варианта при помощи корректирующих коэффициентов.

    Пример учета условий применения объекта

    Режим работы первого производства, где применяется металлорежущий станок, трехсменный, а второго производства, к условиям которого приводятся параметры альтернативных вариантов (в данном примере — первого) управленческого решения, — двухсменный. Годовая производительность станка одного и того же типа, работающего в условиях первого производства, равна 2000 штук продукции, а второго — 1600.

    Для целей сравнительного анализа и оценки эффективности использования станков требуется привести в сопоставимый вид производительность станка, работающего в условиях первого производства, по режиму его работы.

    Решение

    Годовая производительность станка, работающего в условиях первого производства, приведенная в сопоставимый вид по режиму работы второго производства, будет равна

    шт.,

    где ПН — приведенная к новым условиям годовая производительность станка, работающего в условиях первого производства;

    ПС — фактическая годовая производительность станка, работающего в условиях первого производства;

    nН  — сменность работы нового (второго) производства;

    nС  — то же, старого (первого) производства.

    При сравнении эффективности использования станков или решении других задач должна использоваться приведенная к новым условиям производительность.

    Сравнительный анализ годовой производительности станка, работающего в условиях первого производства, показывает, что первый станок используется хуже второго на 17% .

    По аналогичной схеме могут быть учтены различия альтернативных вариантов и по другим параметрам условий применения объекта.

    Фактор инфляции учитывает обесценивание денег, проявляющееся в форме роста цен на товары и услуги без повышения их качества.

    Фактор инфляции не следует путать с фактором времени. Последний учитывает "работу" денег, получение прибыли от их вложения в проект независимо от темпов инфляции (которые теоретически могут быть равны нулю). Безусловно, при определении процентной ставки учитывается и прогноз темпов инфляции. Однако при экономическом обосновании управленческих решений (инвестиционных проектов) фактор времени в смысле "работы" денег и фактор инфляции в смысле их обесценивания следует учитывать раздельно. Неправомерно в условиях переходной российской экономики применять подход к учету фактора времени, действующий в некоторых странах с развитыми рыночными отношениями, где вследствие незначительной инфляции не разделяются фактор времени и фактор инфляции, где действует качественная законодательная база управления инфляцией.

    Фактор инфляции при обеспечении сопоставимости альтернативных вариантов управленческих решений рекомендуется учитывать по формуле

    УП = УН ,                                                               (1.10)

    где УП — приведенное к новым условиям по уровню инфляции значение функции (цена, инвестиции и т.п.);

    УН — то же, номинальное значение функции;

    Ju  — индекс инфляции за анализируемый период.

    Пример учета фактора инфляции

    Исходные данные приведены в табл. 1.6.

    Таблица 1.6

    Исходные данные для учета фактора инфляции при обеспечении сопоставимости альтернативных вариантов управленческого решения

    Показатели

    Значения показателей

    1. Количество реализованной продукции "А" в течение 1998 г., шт.

    1200

    2. Количество реализованной продукции "Б" в течение 1998 г., шт.

    110

    3. Цена (в среднем за год) единицы продукции "А" в 1998 г., у. е.

    150

    4. Цена единицы продукции "Б" в 1998 г., у. е.

    470

    5. Индекс инфляции по продукции "А" в среднем за 1999 г.

    1,25

    6. Индекс инфляции по продукции "Б" в среднем за 1999 г.

    1,18


    Определить:

    а) приведенные к концу 1999 г. цены по продукции "А" и "Б";

    б) объем продаж в 1998 г. по ценам на конец 1999 г.;

    в) средний индекс инфляции по продукции фирмы.

    Решение

    Приведенная к концу 1999 г. (началу 2000 г.) цена продукции "А" равна 150 • 1,25 = 187,5 у.е.

    Приведенная к концу 1999 г. цена продукции "Б" равна 470 • 1,18 = 554,6 у.е.

    Объем продаж в 1998 г. по ценам 1999 г. равен: 1200 • 187,5 + 110 • 554,6 = 286006 у.е.

    Индекс инфляции по всей продукции фирмы определяется как средневзвешенная величина

    Jср =

    Таким образом, если решение будет приниматься в 2000 г., то и цены должны быть приведены к этому периоду.



    Please publish modules in offcanvas position.